События

Поедем, ребенок, кататься!

29 июля 2008
≈ 28 минут
63 просмотра

Слово «автокресло» – народно-разговорный вариант термина, переведенного с английского: child restraint system («детское удерживающее устройство»). Дет­ское – потому что рассчитано на ребенка, чья комплекция отличается от взрослого, для которого создаются стандартные системы пассивной безопасности (ремни, подушки, подголовники). Удерживающее (или, если дословно, сдерживающее) – потому что в случае аварии оно должно ребенка удержать, не дать ему удариться. Устройство – потому что это слово более универсально: то, что мы привыкли называть автокреслом, не всегда даже внешне кресло.

Удерживающее устройство подбирается для каждого ребенка исходя не столько из его возраста, сколько из веса и роста (возраст указывается, чтобы было легче сориентироваться). Согласно международным стандартам, детские удерживающие устройства разделяются на пять групп (см. таблицу). Группы могут быть совмещенными. Например, в кресле группы I/II/III можно перевозить ребенка в возрасте от года до 12 лет, а в кресле группы 0+/1 – с рождения и до четырех лет.

УЖЕ В ПЕРВОЙ ПОЕЗДКЕ МАЛЫШ ДОЛЖЕН СИДЕТЬ В АВТОКРЕСЛЕ

Самый нежный возраст

Группа 0 рассчитана на детей весом до 10 кг и возрастом примерно до шести месяцев. Часто подобное устройство называют автоколыбелью. Она представляет собой верхнюю часть коляски, которая может быть зафиксирована на заднем сиденье автомобиля специальными крепежными ремнями, а также имеет дополнительные вкладки для защиты головы ребенка и мягкие пятиточечные удерживающие ремни. Автоколыбель можно устанавливать исключительно на заднем сиденье автомобиля таким образом, что ребенок будет находиться боком по ходу движения.

Устройства группы 0+ уже привыкли называть автолюлькой или переноской. Они предназначены для малышей весом до 13 кг, возрастом примерно до года. Если такое кресло используется с рождения малыша, нужно учитывать, что до тех пор, пока ребенок не начнет делать самостоятельные попытки сесть, лучше в таком кресле не совершать долговременных поездок, ограничив их продолжительность часом-полутора. Особенность автолюльки не только в том, что ребенок в ней полулежит, но и в способе ее крепления. Она всегда располагается лицом против хода движения. Еще одна важная характеристика автолюльки – наличие внутренних ремней безопасности, которыми пристегивают ребенка. Они должны быть широкими, с мягкими накладками в области плеч и мягкой прокладкой с внутренней стороны замка.

Само кресло чаще всего фиксируется в автомобиле штатным ремнем безопасности. Схема такого крепления не всегда так проста, как кажется, поэтому при покупке автолюльки требуется грамотная консультация. Тем не менее они очень удобны в использовании: большинство моделей имеют функцию установки на шасси коляски, и поездка в автомобиле может плавно перейти в прогулку.

Проделать подобное с креслом группы I уже невозможно. Его надо сначала закрепить в автомобиле и уже затем сажать ребенка. Однако не стоит оставлять кресло в машине на ночь: увы, они становятся популярными среди воров.

Кресла группы I предназначены для детей весом от 9 до 18 кг, ориентировочный возраст – от года до четырех. Большинство рассчитано на то, что ребенок сидит лицом по ходу движения. Хотя ряд фирм выпускает модели с посадкой против движения. И именно такой способ перевозки детей до четырех лет активно пропагандирует Volvo. Лотта Якобсон, специалист компании по детской безопасности, утверждает, что лишь к трем-четырем годам шея ребенка становится достаточно крепкой, чтобы его можно было усадить лицом вперед.

Ребенок в кресле группы I пристегивается внутренними ремнями, но может быть и альтернативный способ крепления – столик безопасности. Подобное устрой­ство используется у моделей Kiddy, Recaro, а также в креслах BMW и Mini. По словам Беттины Вюрстл, совладелицы и управляющей продажами компании GWB, которой принадлежат марки Kiddy и Nest, использование столика безопасности связано с тем, что одна из самых уязвимых частей тела у ребенка – шея. Изучив статистику аварий, где пострадали дети, в компании выяснили, что если плечи при фронтальном ударе двигаются вместе с головой, риск пострадать у ребенка уменьшается в несколько раз.

ИЗОФИКС УПРОЩАЕТ КРЕПЛЕНИЕ КРЕСЛА, ЕСЛИ АВТОМОБИЛЬ ТОЖЕ ОБОРУДОВАН ИЗОФИКСОМ

С креслом - надолго

Для детей, чей вес превышает 15 кг (ориентировочно с трех лет), можно использовать кресла группы II–III. Такое устройство имеет регулируемую высоту подголовника и может использоваться до момента, когда вес ребенка достигнет 36 кг или его рост превысит 150 см. Тогда он станет считаться взрослым пассажиром и сможет пристегиваться штатным ремнем безопасности.

Некоторые кресла группы II–III имеют разборную конструкцию, где, отстегнув спинку, можно получить так называемый бустер – кресло группы III. Оно предназначено для детей весом больше 22 кг (ориентировочно старше 6 лет). Но чаще всего тот факт, что нижняя часть кресла может быть отделена от спинки, вовсе не свидетельствует о том, что она может быть использована как самостоятельное удерживающее устройство. У бустера обязательно должна быть направляющая лямка, позволяющая штатному ремню безопасности, которым в этом случае пристегивается ребенок, правильно пройти по плечу, а не находиться где-то на уровне уха, раздражая ребенка так, что он норовит «спрятать» ремень под мышкой. И в том и в другом случае при аварии ребенок может получить серьезную травму живота или груди.

РЕБЕНКА СТАРШЕ ШЕСТИ ЛЕТ МОЖНО ПЕРЕВОЗИТЬ В БУСТЕРЕ, НО ЕГО ЗАЩИТА ХУЖЕ

Безопасное местечко

Подушка безопасности, полезная для взрослого человека, для ребенка может стать, напротив, очень опасной. Особенно если это младенец, кресло которого мама, сидящая за рулем, закрепила на переднем сиденье, чтобы малыш постоянно находился в поле зрения. Закон и стандарты безопасности допускают перевозку детей на переднем сиденье, но тогда следует отключать фронтальную подушку. В противном случае при раскрытии она со всей силы ударит люльку и ребенок сильно стукнется головой о спинку автомобильного сиденья. Можно на переднем сиденье устанавливать и кресла старших групп, но при этом рекомендуется отодвигать их как можно дальше назад.

И все же детское кресло лучше устанавливать на заднем диване автомобиля. Наиболее безопасное место – посередине, где ребенок максимально защищен от боковых ударов. Однако во многих моделях именно на этом месте установка кресла или невозможна, или неудобна из-за формовки двух боковых мест или наличия посередине не трехточечного, а поясного ремня. Из боковых мест лучше выбирать правое – со стороны тротуара.

Зафиксируй изофикс

Боковые задние сиденья автомобилей оснащаются креплениями изофикс (Isofix). В моделях премиум-класса ими может быть оборудовано и переднее пассажирское сиденье, так же как в родстерах и двухместных кабриолетах. И лишь в автомобилях с просторным салоном (чаще всего это минивэны и большие внедорожники) изофиксом оснащаются все три задних места. Что же такое изофикс и для чего он нужен? Это универсальный стандарт крепления детского кресла к кузову автомобиля. Он используется лишь для кресел групп 0+ и I, в которых дети пристегиваются внутренними ремнями безопасности. Изофикс призван максимально упростить установку кресла, чтобы исключить ошибки при его креплении. За счет его жесткой сцепки с кузовом при фронтальном ударе кресло не сдвигается вперед. Сегодня некоторые производители начинают снабжать изофиксом и модели группы II–III. Благодаря этому при боковом ударе кресло удерживается на месте и нагрузки на тазовую часть маленького пассажира снижаются. Но стоит помнить, что в этом случае изофикс не является креплением, кресло и ребенок в нем всегда фиксируются трехточечным автомобильным ремнем.

Некоторые автомобили могут быть оснащены интегрированными детскими сиденьями. В Европе это модели таких марок, как Renault, Mercedes-Benz, Ford, Volvo (последняя, кстати, предоставляет подобную возможность и россиянам). Так, новый XC70 может быть оснащен встроенным сиденьем для детей весом от 15 до 36 кг, при использовании которого ребенка можно пристегнуть штатным ремнем безопасности. Это сиденье предусматривает двухуровневую регулировку по высоте. Верхнее положение рассчитано для детей ростом 95–120 см и весом от 15 до 25 кг, нижнее – для детей ростом от 115 до 140 см и весом 22–36 кг. Впрочем, встроенное трансформируемое сиденье есть и в Volkswagen Multivan.

Дешево - значит опасно

Сегодня магазины, особенно в интернете, активно предлагают так называемый адаптер ремня безопасности, причем очень недорого. Он представляет собой устройство из ткани, которое надевается на ремень при помощи липучек, кнопок или даже пуговиц и уменьшает угол прохождения ремня. Есть также экземпляры из пластмассы. Но все они лишь повышают риск получения травмы в области живота при ДТП. В Европе подобные устройства не используют, с ними даже не проводят независимых краш-тестов. Российские журналисты отвезли несколько адаптеров на тесты в Германию, и результаты показали, что их применение приводит к еще более тяжелым последствиям для ребенка, чем использование штатного автомобильного ремня.

Что касается оговорки в наших Правилах дорожного движения о том, что перевозка ребенка в машине может осуществляться при помощи не только специальных удерживающих устройств, но и «иных средств», позволяющих его пристегнуть, то она появилась не случайно. На одной из встреч представители ГИБДД признались, что намеренно оставили водителям эту лазейку, ведь многие из них – люди небогатые, и покупка автокресла им не по карману. Странная логика, не правда ли? Дескать, на ребенке можно сэкономить, как на магнитоле.

Ответственность за перевозку ребенка несет водитель автомобиля. При этом не важно, отец он ему, друг семьи или просто таксист. На нем же лежит ответственность, если в ДТП ребенок пострадал и при этом ехал без кресла. Причем не важно, был этот водитель виновником аварии или нет.

Впрочем, у нас эта ответственность пока почти лишь моральная: несмотря на то что штраф за непристегнутый ремень безопасности увеличили до 500 рублей, штраф за неправильную перевозку детей остался прежним – 100 рублей. Это порядка трех евро. В то время как штраф за то же самое в Великобритании составляет 30 фунтов (примерно 44 евро), в Германии – 40 евро, в Италии – от 71 евро, во Франции – от 90 евро, в Португалии – от 120 евро.

Увы, нет в России и статистики по перевозке детей в автомобиле. Возможно, она похожа на западноевропейскую. Там, по данным Renault, 30% попавших в аварию пассажиров, находившихся на задних сиденьях, – дети младше 10 лет. В результате около 60 тыс. детей ежегодно травмируются в дорожно-транспортных происшествиях, причем часто это происходит либо из-за отсутствия устройств для их безопасной перевозки, либо из-за несоответствия этих устройств требованиям безопасности. Очевидно, что в нашей стране ситуация не лучше. 

Как должно быть

Из Правил дорожного движения Российской Федерации

22. Перевозка людей.

22.9. Перевозка детей допускается при условии обеспечения их безопасности с учетом особенностей конструкции транспортного средства.

Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием специальных детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля – только с использованием специальных детских удерживающих устройств.

Запрещается перевозить детей до 12-летнего возраста на заднем сиденье мотоцикла.

Как подобрать автокресло?

Название группы Точный вес ребенка Примерный возраст Способ установки
Группа 0 Менее 10 кг От рождения до 6 месяцев Боком по ходу движения
Группа 0+ Менне 13 кг От рождения до года Спиной по ходу движения
Группа I 9 - 18 кг От года до 4 лет Лицом по ходу движения
Группа II 15 - 25 кг От 3 лет до 7 лет Лицом по ходу движения
Группа III 22 - 36 кг От 6 до 12 лет Лицом по ходу движения

Текст: Анна Иванова.

Источник: AutoNews.ru
Опрос
Стоит ли ввести конфискацию автомобиля за агрессивную езду?
Да
Нет
6 комментариев
ПДД онлайн Билет 17, вопрос 17
Разрешено ли Вам перевозить людей в буксируемом легковом автомобиле?
Запрещено.
Разрешено.
Разрешено только при буксировке на гибкой или жесткой сцепке.
Ответить