События

Почему был обречен крупнейший российский автозавод ЗИЛ

2 августа, 19:00
≈ 11 минут
51 233 просмотра

Сегодня завод ЗИЛ мог бы отпраздновать свое 100-летие, 2 июля 1916 года на строительстве первого российского автозавода был заложен первый камень.

Ранее автопроизводство в России существовало, но в полукустарном виде - РБВЗ в Риге, выпускавший известные в то время Руссо-Балты, и завод Пузырева (РАЗИПП) в Петербурге, выпускавший собственные машины. Но оба производства просуществовали недолго - завод Пузырева сгорел, а Русско-Балтийский вагонный завод отправился в эвакуацию во время войны.

Новое предприятие было призвано стать первым массовым российским автопроизводством, и вся его история стала чередой взлетов и падений.

На самом деле, все пошло не совсем по плану с самого начала, из-за ситуации в стране завод не достроили в срок, и в первые годы он не мог запустить полноценное производство. По иронии судьбы, именно в год своего 100-летия завод перестал существовать. Остатки производства перенесены на территорию технополиса «Москва» - бывшую территорию завода АЗЛК, а на территории бывшего завода имени Лихачева строят новые элитные жилые кварталы и стадион.

Завод был известен своими грузовиками, расходившимися миллионными тиражами, и легендарными вездеходами – «Синие Птицы» используются как поисково-спасательные комплексы до сих пор.

Но производство грузовиков начало медленно но верно сходить на нет, когда все наработки по созданию первого в России бескапотного грузовика, начатые именно на ЗИЛе, отправили в дальнейшее производство на КамАЗ, а у ЗИЛа остались только неумолимо устаревающие модели. Это стало огромным ударом для завода, так как на новые разработки, отобранные в пользу КамАЗа, было потрачено очень много ресурсов.

Кроме утилитарного транспорта, на заводе многие годы успешно выпускались роскошные автомобили для первых лиц государства. Но и это производство постепенно сошло на нет.

Модель ЗиЛ-4102, так и оставшаяся в виде опытных образцов, была построена по личному указанию Михаила Горбачева. Автомобиль должен был занять место устаревших моделей в правительственных кортежах, а впоследствии на его базе планировалось создать семейство автомобилей для массовых продаж – ничего не напоминает? Задумка совершенно аналогична современному проекту «Кортеж».

Первые экземпляры появились в 1988 году, рабочие прозвали их «Мишка» и «Райка» - очевидно, в честь самого Горбачева и его жены. Автомобиль ЗиЛ-4102 оказался очень прогрессивным для своего времени, он получил легкий несущий кузов, полностью независимую подвеску, 315-сильный мотор, работавший с трехступенчатой АКП – силовая установка разгоняла машину до 100 километров в час за 10,5 секунды. Но дальше двух прототипов дело не пошло, на проект не нашлось денег и его свернули. «Мишка» был полностью утрачен, а «Райка» оказалась в закрытой частной коллекции, последний раз автомобиль видели в 2011 году на выставке, посвященной юбилею Гаража Особого Назначения.

«Соломинкой для утопающего» стал для ЗИЛовцев объявленный в 2012 году конкурс на реализацию проекта «Кортеж», за который схватились все, от ГАЗа до Marussia Motors.

Тем более, что заводу уже было что представить – идею продолжить выпуск машин для первых лиц государства завод не оставлял – и в 2004 году был начат проект, получивший название «Монолит». Компания «Депо-ЗиЛ» собрала и в 2012 году представила автомобиль, который претендовал стать президентским лимузином.

Но машина оказалась неконкурентоспособной в рамках «Кортежа» - ЗиЛ-4112Р, именно так назывался прототип, получил устаревшую внешность и ряд деталей из прошлого века. Некоторые элементы рамы, хоть и были переработаны, были взяты от ЗИЛ-41047 из 80-х годов прошлого века. Оттуда же взяли рулевое управление и подвеску. Новую пятиступенчатую трансмиссию Allison соединили с устаревшим мотором, лишь немного его доработав. Салон рисовали в России, но собран он был из импортных комплектующих, многие детали позаимстовали и вовсе без изменений.

Автомобиль так и остался в виде единственного ходового макета, инвестировать в «новый автомобиль», сделанный на давно устаревших агрегатах, не захотел никто.

 

Нравится Авторамблер? Подпишитесь на нас ВКонтакте и на Facebook.

Опрос
Стоит ли ввести конфискацию автомобиля за агрессивную езду?
Да
Нет
6 комментариев
ПДД онлайн Билет 36, вопрос 10
В каких случаях на дорогах, проезжая часть которых разделена линиями разметки, Вы обязаны двигаться строго по полосам?
Во всех случаях.
Только при интенсивном движении.
Только если полосы движения обозначены сплошными линиями разметки.
Ответить