События

ОСАГО на тропе войны

8 апреля 2009
≈ 14 минут
34 просмотра

ФАС предлагает Минфину позволить страховщикам самостоятельно снижать стоимость полисов ОСАГО. Антимонопольщики уверены, что компании получают достаточное вознаграждение при продаже “автогражданки” и могут без потерь снизить среднюю стоимость этой услуги. Эта инициатива буквально шокировала крупных страховщиков: считается, что такое нововведение вызовет настоящую войну за клиентов на рынке ОСАГО.

Суть революционного предложения ФАС сводится к следующему: нужно изменить тарифную сетку ОСАГО в сторону уменьшения. Повышать стоимость полиса страховщики не могут – предельно допустимую стоимость полиса устанавливает Минфин, а вот скидки могут определять они сами, исходя из собственных возможностей.

Сейчас по закону предоставление дисконта на ОСАГО возможно только в случае безаварийной езды. Причем размер скидок, как и основной тариф, жестко регламентирован федеральным законом. Так, отъездив год без обращений в страховую, клиент имеет право на 5-процентную скидку, 2 года – 10%, 3 года – 15%, 4 года – 20% (это максимальный дисконт).

Однако многие компании уже сейчас для того, чтобы привлечь покупателей, предоставляют и гораздо большие скидки – до 25% при безаварийной езде в течение 1 года.

Проверить данное утверждение ФАС несложно. Предложения многих компаний, размещенные в сети, анонсируют скидки, никак не связанные с официально утвержденными Минфином нормативами. Так, к примеру, корреспонденту “Фонтанки” удалось найти компанию, которая предложила полис ОСАГО на 30% дешевле минимальной стоимости, установленной Минфином.

Дальше – больше, уверены страховщики. Если демпинговать рынок можно будет совершенно официально - среди компаний начнется настоящая война за клиентов. “Я отрицательно отношусь к инициативе ФАС, - отметил в разговоре с “Фонтанкой” президент Союза страховщиков Петербурга и Северо-Запада Евгений Дубенский. - У нас 150 компаний, которые предоставляют услуги по страхованию ОСАГО. Далеко не у всех из них есть специальные службы, способные провести верный расчет, какие именно скидки можно предоставить покупателям. Если же компании начнут разбрасываться дисконтом, неизвестно, смогут ли они выполнить свои обязательства перед клиентами и не окажутся ли на грани разорения”.

Подобное мнение выражают и крупные игроки страхового рынка. “Предложенные ФАСом изменения приведут к легализации демпинга и развяжут руки тем компаниям, которые сегодня делают это “втихаря”, - прокомментировали ситуацию “Фонтанке” в компании “Росгосстрах”. - Допуск на рынок ОСАГО широкого круга компаний без каких-либо ограничений уже привел к практике, когда страховые компании занижают тарифы в рамках госконтрактов или дают скидки страхователям, лишь бы любой ценой привлечь клиента и собрать деньги, не задумываясь о последующих выплатах. Эта ситуация серьезно обострилась сейчас, в условиях финансового кризиса”.

А вот со стороны потребителей звучат совершенно другие слова. Так, абсолютно логичным нововведение назвал координатор организации по защите прав автомобилистов “Свобода выбора” Алексей Сыщиков. “Страхование – конкурентная среда: кто хочет – берет качеством, кто хочет – ценой, как и во всех остальных областях. Продажа полисов КАСКО тарифными догмами не регулируется, но существует совершенно нормально. Кстати, суммы собираемых взносов, что по КАСКО, что по ОСАГО превышают выплаты в два раза, что вполне позволяет несколько снизить цену полисов”, - считает автомобилист. Сыщиков также отметил, что легализация дисконта вызовет конкуренцию не среди страховщиков, а среди страховых агентств. “Скидки страховые компании предоставлять не будут: они практически не работают напрямую с клиентами. Они предоставляют скидки (и давным-давно уже) страховым агентам в качестве оплаты их работы. Вот агенты – те, наконец, получат возможность предоставлять скидки официально, а не из-под полы. И вот среди страховых агентов и пойдет ценовая конкуренция. А с точки зрения самих компаний абсолютно ничего не изменится”, - пояснил эксперт. При этом, все опрошенные “Фонтанкой” специалисты выразили сомнение, что предложение ФАС будет поддержано Минфином. Большинство участников рынка уверены, что никаких изменений на рынке ОСАГО в ближайшее время не произойдет.

Напомним, что сейчас установленный Минфином тариф полиса ОСАГО составляет 1980 рублей. Страховщики корректируют эту сумму в сторону увеличения в зависимости от региона, в котором зарегистрировано транспортное средство, стажа и возраста водителя, и наличия обращения за компенсацией. В марте Минфин принял решение о повышении этих коэффициентов. Клиенты, которые обратились за полисом после увеличения этих ставок, отметили, что ОСАГО подорожало на 25-30%. Причиной изменения цены полисов стали настойчивые требования компаний-участников рынка, которые опасались, что продажа ОСАГО станет убыточной из-за введения “европротокола” или прямого возмещения, когда застрахованные могут при незначительных ДТП оформлять его на месте, не вызывая ГИБДД, и за компенсацией обращаться в свою страховую компанию. Повышение стоимости ОСАГО затронуло всех владельцев автомобилей с мощностью двигателя до 70 лошадиных сил – для них коэффициент увеличен на 0,1-0,2 пункта (примерно 20-28 процентов). В то же время, для машин с мотором мощностью свыше 100 «лошадок» тариф снизится на 6-8 процентов.

Значительно увеличен был коэффициент, определяемый в зависимости от возраста и стажа водителя. Для самых молодых (до 22 лет) и малоопытных (стаж вождения до 3 лет включительно) полисы подорожают сразу на 30,8 процента (коэффициент увеличен с 1,3 до 1,7)! «Новички» старшего возраста заплатили за страхование своей ответственности на 25 процентов больше, чем сейчас (коэффициент поднят с 1,2 до 1,5). Для молодых, но опытных водителей (более 3 лет за рулем) ОСАГО подорожало на 13 процентов (с 1,15 до 1,3).

Текст: Маша Могилевская.

Источник: Фонтанка.ру
Опрос
Стоит ли ввести конфискацию автомобиля за агрессивную езду?
Да
Нет
6 комментариев
ПДД онлайн Билет 27, вопрос 8
При перестроении на правую полосу Вы:
Должны уступить дорогу всем транспортным средствам, движущимся по соседней полосе.
Имеете преимущество.
Ответить