События

Не только Икарус: венгерский автопром времен социализма

1 апреля, 14:30
≈ 14 минут
251 просмотр

Бытует мнение, что в Венгрии, за исключением общеизвестных Икарусов, своего автопрома не существовало. Но это не так: автомобилестроение этой страны имеет столетнюю историю!

Правда, история эта непростая. В те времена, когда Венгрия входила в состав Австро-Венгерской империи и была «большой», в городе Арад существовал завод MARTA (Magyar Automobil Reszveny Tarsasag Arad), выпускавший с 1909 по 1912 годы по лицензии американской компании Westinghouse легковые автомобили и грузовики. В 1914 году у завода появился новый владелец — фирма Austro-Daimler, а в 1920 году по Трианонскому договору часть территорий Австро-Венгрии отошла к Румынии. В том числе и город Арад. А оборудование с завода Astra (бывшая MARTA) перевезли в румынский город Брашов...

http://img.autorambler.ru/images/journal/ef9878c529694c1d8ebe6b8e41edc500

Впрочем, начало венгерской автомобильной промышленности было положено именно в Будапеште, причем еще в самом начале ХХ века: в 1902 году венгерский изобретатель Янош Чонка создал четырехколесный почтовый автомобиль, а с 1906 по 1912 годы на заводе под Будапештом было выпущено почти четыре десятка фургонов Чонка-Рёкк.

«Легковушки», которых не было

После распада империи для ставшей «малой» Венгрии наступили непростые времена: в стране было уже не до автомобильной промышленности. Тем не менее, в двадцатые годы предприятие «Manfred Weiss Steel and Metal Works» выпускало несколько моделей двухтактных автомобилей, да и некоторые другие компании по лицензии собирали коммерческую технику — например, в 1926 году предприятие MAVAG-NAG производило немецкие городские автобусы. Но всерьез назвать это собственной автомобильной промышленностью было нельзя.

http://img.autorambler.ru/images/journal/4470c313ca03399d897b2a745d4a7124

Одна из попыток создания венгерского национального автомобиля состоялась во время Второй мировой войны, когда по заказу все того же Manfred Weiss инженер Янош Пентеленьи спроектировал компактный четырехместный автомобиль на агрегатах Fiat Topolino. Машина использовала концепцию фольксвагеновского Жука — простой и доступный автомобиль для венгерского народа. В честь Пентеленьи машину так и назвали — «Пенте». С целью удешевления машины Янош отказался от четырехтактного мотора в пользу двухтактника с воздушным охлаждением, который установили над задней осью.

Аутомобил Романеск: румынский автопром времен социализма.

Уже в 1946 году проект автомобильчика длиной три метра был одобрен владельцами завода, и началось мелкосерийное производство Pente 500. Пентеленьи спроектировал и более мощную 600-кубовую версию, но по экономическим причинам до массового производства дело не дошло, а в 1948 году все венгерские предприятия были национализированы. Новое правительство отменило решение о выпуске Pente, и производство сразу же свернули.

Поскольку социалистическая Венгрия входила в Совет Экономической Взаимопомощи, она уже не могла решать, какие именно товары в рамках существующей государственной модели ей выпускать. Именно СЭВ своим решением запретил венграм производить собственные легковые автомобили. Завод Manfred Weiss перешел на выпуск мотоциклов и грузовиков марки Чепель, а сами венгры... попытались обойти запрет на выпуск «легковушек»! Причем достаточно оригинальным образом — они решили наладить производство микромобилей с двигателем от мотоцикла.

http://img.autorambler.ru/images/journal/cdf66165cd62ff1b71a6b5f2bb9bbd32

К работам по созданию венгерского автомобиля привлекли Эрно-Рубика старшего (его сын изобрел «кубик Рубика»), Пала Керекеса и Гейзу Бенгеля. Кроме того, два Йожефа — Хорват и Заппель — также были увлечены идеей создания простого и доступного микромобиля и поэтому приняли участие в работе.

Концепция транспортного средства полностью повторяла немецкие микромобильчики вроде известной «Изетты» от BMW или «кабиненроллеров» Messerschmitt. Тщательно изучив данные машины, венгерские конструкторы создали очень интересные собственные микроавтомобили. Вариант конструкции Йожефа Хорвата получил название «Альба Регия»: именно так во времена древнего Рима назывался венгерский город с труднопроизносимым для нас названием Секешфехервар. Ну а проект Йожефа Заппеля назвали «Балатоном» в честь самого известного в Венгрии озера-курорта. Конструкция была типичной для подобных автомобилей: алюминиевый кузов, самолетные колеса и моторчик от мотоцикла Pannonia.

Самоходы особовые: польский автопром времён социализма.

В первомайской демонстрации по Секешфехервару проехали не только «Альба Регия» и «Балатон», но и немецкая Isetta, а также микромобиль-кабриолет Uttoro (Пионер), который спроектировал энтузиаст Янош Щадек из города Дебрецен. Кроме того, венгерские инженеры Эндре Сураньи и Йожеф Веллак в этот же период также предпринимали попытки создать собственные микромобили. Другие венгерские самодельщики были очень оригинальны в своих технических решениях: для своих машин Кальман Цободи и Децо Олли создали пластик, в состав которого входили... свиная кровь, куриные перья и нитролак! Ну а в качестве топливного бака использовалось обыкновенное ведро...

Министерство металлургии и машиностроения оказалось не совсем довольно результатами испытаний микромобилей, вследствие чего работы по ним продолжились. Но совсем ненадолго: уже 1956-м в стране произошли революционные события, после которых вопрос собственного легкового автомобиля, пусть даже и с приставкой «микро-», был окончательно закрыт почти до самого конца социалистического периода.

Читать далее на сайте kolesa.ru

Источник: Журнал "Колеса"
Опрос
Стоит ли ввести конфискацию автомобиля за агрессивную езду?
Да
Нет
6 комментариев
ПДД онлайн Билет 39, вопрос 17
Разрешается ли буксировка в гололедицу, если у буксируемого транспортного средства исправны тормоза и рулевое управление?
Разрешается на жесткой сцепке или методом частичной погрузки.
Разрешается любым способом.
Не разрешается.
Ответить