События

Москвичи пришли на "АвтоВАЗ" и развалили его

19 октября 2009
≈ 16 минут
31 просмотр

Митинг работников ОАО «АвтоВАЗ», прошедший в субботу на пустыре у заводского ДК, собрал около тысячи человек. Он был организован независимым профсоюзом «Единство» как акция протеста против запланированного увольнения 27,6 тыс. работников и сокращения зарплат на предприятии.

Еще до официального начала акции люди собирались в группы и активно осуждали творящееся на «АвтоВАЗе». До, во время и после митинга люди ругали власть, московский менеджмент и жаловались на то, что 7 тыс. руб., полученных большинством работников за последний месяц, хватает только на еду. Впрочем, некоторые не получили и этих денег. Так, по словам станочника Вячеслава Степанова, последний раз в качестве заработной платы он получил всего лишь 600 рублей. Остальные деньги были переведены бухгалтерией предприятия на оплату кредитов, взятых рабочим до кризиса. В том, что сложилась такая ситуация, Степанов обвиняет официальный профсоюз завода. «Они безропотно согласились на увольнения, на введение сдельной оплаты труда. Их надо разгонять», – заявил Степанов «Газете.Ru».

Небольшое – по сравнению с общим числом работников «АвтоВАЗа» – количество протестующих сами активисты профсоюза объясняют просто: «Рабочим пока так и не объявили пофамильно, кого сократят. Поэтому каждый надеется, что уволят не его», – поясняет ветеран «АвтоВАЗа» Олег Швецов. Сам он вышел на митинг потому, что на заводе работают его дети, а еще потому, что он не любит «московскую команду, захватившую завод». «Ведут себя как захватчики. Интересы простых рабочих не защищают», – жалуется ветеран.

Недостаток рабочих возмещался количеством политических партий и движений, представленных на пустыре: были замечены коммунисты, троцкисты и другие левые. Бойко шла раздача агитационных материалов. Некоторые даже умудрялись продавать свою печатную продукцию за деньги. Так, например, неплохо продавалась газета «Трудовая Россия» ценой 4 рубля за экземпляр.

Впрочем, самые радикальные требования озвучил не оппозиционер, а депутат Госдумы от правящей «Единой России» Анатолий Иванов. Комментируя призывы официального профсоюза бойкотировать акцию протеста, он назвал их позицию предательской: «Они говорят, что митинг может отпугнуть от «АвтоВАЗа» инвесторов, но ведь это просто смешно! Вливания в предприятие будут, нужно только создать льготы для инвесторов. Если в Тольятти создадут особую экономическую зону и технопарк, то все необходимые условия для инвесторов будут созданы», – заявил Иванов.

Руководство «АвтоВАЗа» почти поголовно является однопартийцами Иванова. Однако это не помешало ему поддержать требование рабочих об отставке руководства. «Четыре года назад москвичи пришли на завод и развалили его. Иначе как рейдерами я их назвать не могу» – сказал Иванов.

Он выдвинул следующее предложение: назначить президентом «АвтоВАЗа» премьер-министра России Владимира Путина. Слова депутата собравшиеся встретили громкими аплодисментами и поддержали. Однако в итоговую резолюцию митинга это требование не попало.

Руководитель профсоюза «Единство» Петр Золотарев, в свою очередь, рассказал о том, что по итогам деятельности «московских» на «АвтоВАЗе» уже возбуждены 5 уголовных дел: «Счетная палата и генпрокуратура провели проверку деятельности руководителей «АвтоВАЗа». Мне рассказали, что в ходе этой проверки были выявлены массовые злоупотребления и нарушения. По результатам проверки 5 человек были привлечены к уголовной ответственности. Мне отказались назвать их фамилии, но мы будем добиваться опубликования результатов проверки», – заявил он. Профсоюзный лидер также рассказал, что на днях встречался с министром промышленности и технологий Самарской области, и тот ему пообещал, что уволенных рабочих не будут выселять из заводских общежитий, где живут около 11 тысяч вазовцев.

«Люди, которые там живут, боятся выселения. Но меня заверили, что такого не произойдет. Теперь мы будем требовать передачи общежитий муниципалитету и дальнейшей приватизации комнат проживающими там рабочими», – заявил Золотарев.

Другие выступающие так или иначе тоже касались темы московского менеджмента и требовали его отставки. Почти так же часто повторялась мысль о том, что нельзя увольнять с предприятия пенсионеров. «Это самые опытные работники. Они знают все нюансы производственного процесса. Нужно, чтобы эти люди поделились своим опытом, прежде чем отправятся на покой», – заявил один из выступающих.

Те, кто не выступал, эмоционально высказывались о денежной стороне вопроса. Один из рабочих, попросивший не называть его фамилию, поделился с «Газетой.Ru» своим опытом участия в т. н. «общественных работах», на которые руководители «АвтоВАЗа» трудоустраивают «освобожденных работников».

«Это просто отмыв денег какой-то. Я отработал полный месяц, а потом обнаружил, что его рассчитали так, как будто я только полмесяца работал, и еще половину месяца мне записали как общественные работы. А они меньше оплачиваются. Куда ушли деньги, предусмотренные выработкой, – непонятно. Ведь деньги на общественные работы выделяются из федерального бюджета», – говорит вазовец.

В резолюции митинга значатся следующие требования: возвращение полной рабочей недели с 1 ноября, восстановление социальных гарантий, отставка руководства, продолжение «разработки и выпуска собственных моделей «АвтоВАЗа», а также продление срока приватизации комнат в общежитиях и гарантии сохранения рабочих мест от президента и правительства России. Впрочем, были в резолюции и новые предложения: например установить минимальную зарплату для инженеров «АвтоВАЗа» на уровне 25 тыс. руб. ««Единая Россия» обещала перед выборами дать такие зарплаты рабочим – пусть теперь выполняют свои обещания», – заявил Золотарев.

Кроме того, собравшиеся потребовали, чтобы зарплата менеджеров предприятия не превышала зарплаты простых рабочих более чем в пять раз. Также одним из главных требований митингующих стало списание долгов, накопленных «АвтоВАЗом» за время пребывания «у руля» предприятия людей из «Рособоронэкспорта» и «Ростехнологий». По мнению вазовцев, долги появились в результате неэффективного управления и воровства. И отвечать за это должно правительство, «отдавшее «АвтоВАЗ» москвичам».

Через три часа протестующие мирно разошлись. Инцидентов не было. Когда протесты продолжатся, независимый профсоюз пока не решил. Все будет зависеть от судьбы предприятия, которая сегодня тоже выглядит неопределенной.

Текст: Дмитрий Блинов.

Источник: Газета.ru
Опрос
Стоит ли ввести конфискацию автомобиля за агрессивную езду?
Да
Нет
6 комментариев
ПДД онлайн Билет 3, вопрос 18
В каких случаях запрещается эксплуатация мотоцикла?
Только при отсутствии предусмотренных конструкцией подножек, поперечных рукояток для пассажиров на седле.
При отсутствии предусмотренных конструкцией дуг безопасности, подножек, поперечных рукояток для пассажиров на седле.
Только при отсутствии предусмотренных конструкцией дуг безопасности.
Ответить