События

Любителей выпить за рулем ждут репрессии

27 апреля 2012
≈ 23 минуты
36 просмотров

В этом году автомобилистов, по всей видимости, ждет еще немало сюрпризов, как приятных, так и неприятных. При комитете Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству создана рабочая группа, члены которой поставили себе задачу ужесточить законодательство в той его части, что регулирует ответственность автомобилистов.

Первое и самое любопытное: депутаты предлагают внедрить в России использование так называемых алкозамков. Автомобилист, попавшийся однажды на пьянке, будет обязан установить в своей машине это устройство и замерять уровень алкоголя в крови каждый раз перед тем, как сесть за руль. Если в его дыхании прибор засечет алкогольные пары, автомобиль просто не заведется.

По словам одного из членов рабочей группы, замначальника ГИБДД РФ Владимира Кузина, такие устройства уже были успешно опробованы в ходе эксперимента, который проводился в Татарстане. Важный момент: с помощью алкозамков, считают парламентарии, водитель, лишенный прав, сможет наполовину «скостить срок» - если добровольно решится установить такой прибор в своем автомобиле, более того, сделает это за свой счет. Удовольствие, кстати, недешевое: установка алкозамка обойдется примерно в 20 тысяч рублей. Впрочем, эксперты сомневаются, что эта идея в ближайшее время будет реализована на законодательном уровне, а даже если и будет – то никак не изменит сложившуюся ситуацию.

«Алкозамки – вещь хорошая, но это больше предложение на перспективу. Ясное дело, что это скажется на стоимости автомобилей, если обязать производителя их устанавливать прямо на конвейере. А обязать всех автовладельцев поставить их уже на эксплуатируемые машины – задача вообще невыполнимая. Если сделать так, чтобы их устанавливали «провинившиеся» водители, тоже возникает немало вопросов: а если машиной эти люди управляют по доверенности?» - задается логичным вопросом председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. «Если перенимать западный опыт, почему не обратить, например, к германскому, с их процессом обязательной реабилитации попавшихся на пьянке. Такие водители периодически обязаны проходить экспертизу, где по их волосам определяется, употребляли ли они наркотики и алкоголь. А никакой алкозамок не сведет пьянство к нулю», - отметил эксперт.

Впрочем, у первого зампреда комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслава Лысакова есть свои контраргументы: «Алкозамки существуют в ряде стран, в Америке и Европе они зарекомендовали себя как эффективная профилактическая мера, снижающая рецидивы пьяного вождения. Если автомобилист, лишенный прав по этой статье, искренне раскаялся, он может рассчитывать на то, что ему вдвое сократят срок, но при этом он обязан установить на свою машину алкозамок. Делается специальная отметка, и у него не получится сесть за руль другой машины, не оборудованной этим устройством. А потом, при обслуживании прибора, списывается количество попыток завести двигатель, будучи пьяным, из чего делаются соответствующие выводы». Таким образом, извечный вопрос о доверенностях в данном случае можно считать закрытым.

Помимо этого предлагается серьезно ужесточить ответственность тех, кто регулярно садится за руль пьяным. Имеются в виду те личности, у которых прав либо уже нет, либо вообще никогда не было. «На сегодняшний день наказание за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения – лишение прав на 1,5-2 года, за повторное нарушение – 3 года. Но, к сожалению, есть тенденция, свидетельствующая о том, что многих любителей выпить и сесть за руль изъятие водительского удостоверения не останавливает. Они снова пьют, снова выезжают на дороги нетрезвыми. И некоторые суммарно набирают такие сроки как 20-30 лет лишения прав. Максимум, что им грозит, это несколько суток в СИЗО. Причем есть две категории водителей-рецидивистов – первые лишились прав по решению суда, а у вторых прав никогда и не было. Такие люди просто опасны для общества, и они должны быть от него временно изолированы, поэтому я предлагаю применять к ним самые жесткие меры, вплоть до уголовного наказания и конфискации автомобиля», - рассказал Вячеслав Лысаков. По мнению депутата, тюремный срок, равный одному или двум годам, мог бы быть действенным «лекарством».

Парламентарий особо отметил, что «работать это будет только вкупе с возвращением минимального порога содержания алкоголя в крови». «Сейчас могут лишать прав за сотые доли промилле: был реальный случай, когда автомобилист удалил с зуба тампон с лекарством, сел за руль, был остановлен сотрудником ДПС, и проверка показала 0,07 промилле. В результате ни в чем не повинный человек стал пешеходом на 1,5 года. Мы не должны наказывать невиновных, а тех, кто во второй, в третий, в четвертый раз садится за руль под градусом, в свою очередь, должны подвергнуться самым суровым наказаниям. Уровень 0,3 промилле позволяет четко дифференцировать пьяных и трезвых, а ноль – не соответствует ни научным, ни экспериментальным данным».

Но и здесь возникает множество «но», указывает Виктор Похмелкин, говоря о тюремных сроках для автомобилистов-алкоголиков. «Где статистика по административным арестам? Где данные о том, что после 15 суток такие водители в массовом порядке снова садятся за руль? И еще один вопрос: а готовы ли места лишения свободы принять огромное количество новых арестантов? Тюрьмы переполнены – раз, более миллиона водителей лишаются прав ежегодно – два. Считайте сами. По моему мнению, надо работать с теми наказаниями, которые есть, проводить антиалкогольную пропаганду (которой нет). А депутаты пока просто вязнут в мелочах», - уверен глава Движения автомобилистов России.

Также на фоне возвращения промилле (что, отдельно подчеркивают в Госдуме, ни в коем случае не равноценно отмене сухого закона) может быть введена и градация алкогольного опьянения. В результате человек, выпивший несколько бокалов пива накануне, заплатит штраф, а водитель, выпивший перед поездкой 0,5 л водки, будет лишен прав. Такая практика существует во многих странах и отлично себя зарекомендовала, указывают эксперты.

Однако многие уверены, что ужесточение правил и повышение штрафов – путь исключительно тупиковый. Именно такого мнения придерживается президент коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин: «Все это очень грустно, потому что пока медицинская практика освидетельствования в нашей стране глубоко порочна. Не оценивается адекватность водителя, не принято учитывать клиническую картину».

Собеседник справедливо полагает, что в случае введения уголовного срока за «автомобильное пьянство» с тюрьму сядут те, кто не представляет никакой угрозы на дорогах: «У водителя в крови может быть ноль с чем-нибудь промилле, но при этом он абсолютно адекватен и не опасен для других участников дорожного движения. И пока учитывается не его реальное состояние, а количество капель алкоголя в крови, о проблеме пьяных за рулем в России говорить вообще нельзя. Этот вопрос можно поднимать лишь тогда, когда, наконец, российские законы будут приведены в соответствие с европейскими. Пока этого нет и, к сожалению, не предвидится».

Под другим углом предлагает посмотреть на проблему известный автомобильный эксперт Сергей Асланян: «Не так давно мы с большим разочарованием выяснили, что наш президент, которого мы считали юристом, на самом деле юристом не является. Подписав Венскую конвенцию о безопасности дорожного движения, мы обязаны иметь норму о минимальном содержании алкоголя в крови. В данном случае международный документ имеет преимущество перед внутринациональным. Сейчас депутаты вполне логично пытаются эту норму вернуть, но на другую чашу весов ставят ужесточение наказаний. Совершенно бесполезный труд. Какими бы жесткими ни были наказания, это никогда ничего не изменит».

«Почему пьет простой человек в России? Потому что пьет российская власть. Потому что знает, что всегда откупится, это лишь вопрос цены. Можно позволить себе мелкое хулиганство, можно крупное – разнятся лишь суммы взяток», - отметил Асланян и привел в пример одну южно-европейскую страну, причем вовсе не образца 2000-х годов. «Когда власть ответственна перед народом и занята своими прямыми обязанностями, а не воровством и переправкой капитала за рубеж, происходит то, что происходило в Испании во времена правления фельдмаршала Франко. В конце 60-х годов ему на стол лег доклад о критическом уровне смертности на дорогах, фактически это был вопрос выживания испанского народа. И что же сделал этот «кровавый диктатор»? Он распорядился всем ездить по правилам. И начал с себя. Этот «фашист» ездил по городу в кортеже на скорости не более 60 км/ч, останавливался на красный сигнал светофора. А что происходит в России? Депутату можно. Полицейским – можно. Вы посмотрите сводку только за последнюю неделю: скольких сбили и убили наши «переаттестованные»? Пока пьет власть, пьет и народ, и тут бесполезно ужесточать правовые нормы».

Текст: Игорь Яворский

Кстати

Среди предложений депутатов Госдумы есть и не только «антиалкогольные» инициативы. Так, парламентарии считают разумным смягчить наказание за оставление места ДТП. По их мнению, не следует приравнивать друг к другу автомобилистов, один из которых разбил 5 чужих машин и скрылся, а второй поцарапал бампер другого авто и, опаздывая, к примеру, в аэропорт, оставил под «дворником» пострадавшей машины записку со своими координатами. Кроме того, в ГИБДД и Госдуме считают необходимым в разы повысить штрафы за перевозку детей без детских кресел. В качестве убийственного аргумента приводится статистика, согласно которой за 2011 год в машинах при ДТП погибло больше детей, чем на дорогах.

Источник: AutoNews.ru
Опрос
Американский хакер создал бесплатный автопилот для машин. Готовы ли вы протестировать его на своем автомобиле?
Да
Нет
0 комментариев
ПДД онлайн Билет 16, вопрос 16
В каком случае на автомагистрали Вам разрешено остановиться правее линии, обозначающей край проезжей части?
Только в светлое время суток.
Только в случае вынужденной остановки.
В любом случае.
Ответить