События

Криминальная летопись

13 февраля 2009
≈ 25 минут
37 просмотров

Каждый раз журналисты и специалисты публикуют аналитический материал, посвященный угонам ушедших двенадцати месяцев.

Любопытно, что все эти обзоры как две капли воды похожи друг на друга. Отличаются лишь цифры (количество совершенных преступлений) да марки машин. Короче говоря, смело можно брать статейку пятилетней давности, поменять в ней слово «здесь» на слово «тут» (у журналистов этот прием называется «творческое пере­осмысление текста»), вписать новые даты, переправить марки авто — и «новая» статья готова к печати.

К чему это мы? Да к тому, что журналистам надоело писать, а читателям читать об одном и том же, только написанном разными словами. Может, хоть в этом году сделаем исключение и напишем/почитаем не шаблонную аналитику за год, а изучим все угонные обзоры «МКмобиля» начиная с далекого 2002 года? А заодно дадим прогнозы на 2009 год...

2002 год

«Жигулевская» «классика»

Самые угоняемые модели в 2002 году в Москве — вазовские «девяносто девятки» (688 краж), «девятки» (623 пропажи) и «двенашки» (на их долю пришлось 583 угона). Не редкостью пять лет назад были и уводы вазовских «шестерок».

Угонная статистика 2002 года процентов на 70 состояла из модельного ряда тольяттинского завода. А импортные машины оказались востребованными на черном рынке в меньшей степени. Самыми угоняемыми «иностранцами» в тот год были Volkswagen Passat (683 пропажи) и Audi A8 (589 угонов). В целом же по стране в то время чаще всего угоняли ВАЗы: 2101, 2105, 2106 и 2107. Переднеприводные «Жигули» были тогда еще не в фаворе у гангстеров.

Всего же в 2002 году с московских улиц исчезло около 9500 авто. Ну а если говорить в масштабах страны, то 105 246 россиян остались в тот год без «железных коней».

2003 год

«Золотой ключик»

Этот год побил все угонные рекорды Москвы — 16 900 зарегистрированных автокраж. Такого не случалось даже в лихие девяностые. И виной всему «золотой ключик», появившийся у автоворов. Такое сказочное название гангстеры дали новым кодам-грабберам, способным считывать, запоминать и воспроизводить цифровой код всех известных тогда сигнализаций. Плюс в 2003 году произошло еще одно знаменательное событие — к российским злоумышленникам попали электронные ключи от Volkswagen. Именно поэтому в 2003-м количество угонов этой немецкой марки увеличилось вдвое! Одних только Passat в Москве похитили аж 1083 штуки, что на 400 единиц больше по сравнению с 2002 годом.

Вообще для российских автовладельцев 2003 год выдался несладким: аж 122 533 шофера по вине автоворов остались без «баранки».

2004 год

«Иностранки» под прицелом

Количество хищений автотранспорта в 2004 году в Москве пусть и незначительно, но снизилось. 15 920 машин — таков итог криминального промысла столичных воров. И заметьте, это на фоне грандиозного прироста столичного автопарка. К слову сказать, в 2004 году иномарки окончательно упрочили свои позиции в угонной статистике: 8087 «иностранок» из различных государств против 7833 поделок российского авто­прома.

Самыми угоноопасными иномарками были в тот год Volkswagen (пережили 1563 удачных покушения), Audi (их угоняли 1332 раза), и неожиданно в тройку самых похищаемых машин затесалась Toyota (авто этой марки «уезжали» от хозяев 877 раз).

В сегменте машин премиум-класса также проявилась взаимосвязь между ростом продаж новых автомобилей и ростом краж этой марки. Так, например, в 2004 году почти втрое увеличилось количество угонов Lexus (242 богача оказались «раскулаченными» автоворами), а ведь еще пару-тройку лет тому назад эта марка была редким гостем милицейских сводок.

Но если в отдельно взятой Первопрестольной произошло снижение числа автокраж, то в стране в целом все с точностью до наоборот — 125 162 угона машин (на 2629 больше по сравнению с 2003 годом). Но в отличие от Москвы регионы более инерт­ны — там по-прежнему ценится «жигулевская» «классика». Хотя первое место ей уже приходится делить с переднеприводными ВАЗами.

2005 год

Скромность украшает

В столице входят в моду шикарные иномарки. Джипы и седаны бизнес-класса, элитные кроссоверы уже не просто средства передвижения, а показатель успешности их владельцев. Но за роскошь всегда приходится платить: Lexus LX470, Toyota Land Cruiser, BMW X5, Hummer и другие «крутые» «тачки» стали ежедневно пополнять угонную статистику. Подобные авто­мобили «уходили» только под заказ. По милицейским данным, заказчиками выступали криминальные авторитеты и коммерсанты республик Северного Кавказа и Казахстана. В общей сложности за год украдено около 1500 элитных иномарок. Кстати, владельцам «крутых» машин частенько пускают кровь, чтобы они с большим энтузиазмом рассказывали о хитростях охранных систем.

Но угонную статистику все же делают не VIP-авто, а более «бюджетные» иномарки. В списках лидеров (по убывающей) — Toyota Camry, Honda Accord, Volkswagen Passat, Chevrolet Niva и BMW 5-й серии. Если говорить об отечественных авто, то в списке «двенашки», «девяносто девятки», «пятнашки» и «девятки». Всего же в 2005 году своих машин лишились 15 102 москвича.

Если же говорить о ситуации с угонами машин в целом по стране, то за 12 месяцев 2005 года украли 124 469 авто. Причем именно в этом году лидерами угонов стали ВАЗы с передним приводом (абсолютный хит — «девятка»).

2006 год

Расплата за кредит

Кредитный бум привел к тому, что автопарк Москвы и других крупных городов не только увеличился, но и обновился.

Машины в ценовом диапазоне до 30 000 долларов стали доступны самым широким слоям населения, отсюда и повышенный криминальный спрос на них. Доселе никому не нужные Daewoo Matiz, Nexia, Mitsubishi Lancer, Nissan Almera, Toyota Corolla, VW Jetta стали объявлять в розыск каждый день.

В 2006 году к продукции Авто­ВАЗа интерес московской преступности сошел на нет (за год 2283 случая угона): если раньше в абсолютных лидерах числилась «двенадцатая» модель, теперь ее окончательно вытеснил Volkswagen Passat. Но немецкий концерн постепенно сдает свои позиции, уступая звание «самого угоняемого авто» японской Toyota Camry.

А в остальном год выдался малопримечательным. Количество угонов осталось примерно на прошлогоднем уровне — 14 414 похищенных машин в Москве и 124 003 в России.

2007 год

«Немцы» в нокауте

По итогам 2007 года сразу стало понятно, кто на московском автомобильном рынке хозяин. Toyota Corolla (568 краж) окончательно и бесповоротно вытеснила с первой ступеньки угонного рейтинга долгожителя Volkswagen Passat (с жалкими 414 угонами).

Третье место — снова Toyota. На этот раз Avensis (за 2007 год зарегистрировано 282 угона). Затем идут «Лады» (у «четырнадцатой» и «двенадцатой» моделей примерно по 250 угонов). Замыкает пятерку лидеров Mitsubishi Lancer (247 угонов).

Всего же за 2007 год с московских улиц и дворов бесследно исчезло 13 675 машин. Произошло падение числа автокраж не только в Москве, но и в России в целом — 123 564 машины «ушли» от своих владельцев.

2008 год

«Японское» избранное

Рейтинг самых угоняемых «тачек» 2008 года в Москве возглавила Toyota (по итогам двенадцати месяцев на эту марку покушались более 1200 раз). Второе место поделили Mazda и Mitsubishi (на эти марки пришлось примерно по 700 угонов). Третье место — и снова производитель из Страны восходящего солнца — автомобили Lexus распрощались с 500 законными владельцами. Кроме того, в 2008 году заметно вырос спрос на Porsche Cayenne и Range Rover.

В абсолютных цифрах эти марки пережили примерно по 60 удачных покушений.

Ну а в российских регионах наиболее востребована на криминальном рынке машина Lada 2109. Затем следует Lada 21099, замыкает тройку лидеров Lada 2112. Всего же за 12 месяцев 2008 года в стране украдено 80 420 легковых и грузовых машин.

2009 год

Что будет?

Если бы не экономический кризис, обрушившийся как снег на голову, то угонная статистика 2009 года вряд ли отличалась бы от итогов 2008 года. Но при нынешних раскладах очевидно, что преступность в наступившем году оторвется на полную катушку.

В МВД России предполагают, что в одной только Москве в 2009 году может быть похищено свыше 17 000 авто. А про страну в целом и говорить страшно: по самым скромным прогнозам, цифра в 110 000 — далеко не предел. Впрочем, многое будет зависеть от экономической ситуации в стране. Но рассчитывать на светлое будущее, увы, не приходится...

КСТАТИ СКАЗАТЬ...

В 2003–2004 годах марка «Toyota» возглавляла список лидеров продаж. Рынок быстро насытился машинами этой марки, а если есть предложение (в виде стоящей без присмотра во дворе дома Toyota), значит, будет и спрос (в виде преступных посягательств на это авто).

КСТАТИ СКАЗАТЬ...

По данным ГИАЦ МВД России, статья 166 УК РФ («Угон») имеет негативные тенденции: если в 2000 году было выявлено 26 673 таких преступления, то в 2006 году — уже 58 565 преступлений (прирост 119,5%). Растет и количество осужденных по данной статье: если в 2000 году оно составляло, по информации Судебного департамента при Верховном суде РФ, 18 223 человека, то в 2006 году — уже 23 908 человек (прирост 23,8%).

СТАТИСТИКА УГОНОВ И КРАЖ АВТОМОБИЛЕЙ ПО РЕГИОНАМ РФ ЗА 2008 ГОД

Центральный ФО

Белгородская обл. - 310
Брянская обл. - 591
Владимирская обл. - 800
Воронежская обл. - 823
Ивановская обл. - 748
Калужская обл. - 643
Костромская обл. - 294
Курская обл. - 298
Липецкая обл. - 396
Москва - 10 876
Московская обл.- 6168

Орловская обл. - 271
Рязанская обл. - 384
Смоленская обл. - 806
Тамбовская обл. - 276
Тверская обл. - 949
Тульская обл. - 488
Ярославская обл. - 1062

Северо-Западный ФО

Респ. Карелия - 337
Респ. Коми - 470
Архангельская обл. - 698
Ненецкий АО - 32
Вологодская обл. - 566
Калининградская обл. - 713
Санкт-Петербург - 5453
Ленинградская обл. - 1303

Мурманская обл. - 285
Новгородская обл. - 479
Псковская обл. - 464

Южный ФО

Респ. Адыгея - 118
Респ. Дагестан - 143
Респ. Ингушетия - 44
Кабардино-Балкарская Респ. - 217
Респ. Калмыкия - 44
Карачаево-Черкесская Респ. - 94
Респ. Северная Осетия - 167
Чеченская Респ. - 30
Краснодарский край - 1484
Ставропольский край - 735
Астраханская обл. - 421
Волгоградская обл. - 759
Ростовская обл. - 888

Приволжский ФО

Респ. Башкортостан - 1189
Респ. Марий-Эл - 436
Респ. Мордовия - 210
Респ. Татарстан - 1082
Удмуртская Респ. - 722
Чувашская респ. - 264
Кировская обл. - 653
Нижегородская обл. - 1965
Оренбургская обл. - 826
Пензенская обл. - 302
Пермский край - 1479
Самарская обл. - 2245
Саратовская обл. - 783
Ульяновская обл. - 584

Уральский ФО

Курганская обл. - 378
Свердловская обл. - 2426
Тюменская обл. - 1750
Ханты-Мансийский АО - 730
Ямало-Ненецкий АО - 163
Челябинская обл. - 2007

Сибирский ФО

Респ. Алтай - 115
Респ. Бурятия - 695
Респ. Тыва - 112
Респ. Хакасия - 324
Алтайский край - 1049
Красноярский край - 2030
Иркутская обл. - 2451
Кемеровская обл. - 1281
Новосибирская обл. - 1456
Омская обл. - 619
Томская обл. - 657
Забайкалье - 1316

Дальневосточный ФО

Респ. Саха (Якутия) - 535
Приморский край - 2404
Хабаровский край - 1751
Камчатский край - 165
Амурская обл. - 683
Магаданская обл. - 127
Сахалинская обл. - 386
Еврейская АО - 141
Чукотский АО - 23

Источник: Московский комсомолец
Опрос
Стоит ли ввести конфискацию автомобиля за агрессивную езду?
Да
Нет
6 комментариев
ПДД онлайн Билет 22, вопрос 12
В каком из указанных мест Вам разрешено поставить автомобиль на стоянку?
Только А.
В любом.
Только Б.
Ответить