События

Как цунами решило проблемы японского автопрома

28 марта 2011
≈ 7 минут
23 просмотра

Курс йены подрывал благополучие японских автопроизводителей еще до цунами. Выпускать машины у себя дома становилось настолько невыгодно, что многие концерны всерьез обсуждали возможность остановки заводов с последующим переездом на более дешевую жилплощадь, куда-нибудь в Китай, Таиланд, или даже в привычную Америку. Но экономически это тоже было не самым легким решением, все-таки пара переездов не напрасно приравнивается к одному пожару. Плюс моральные издержки в виде объяснения с народом, правительством и законодателями, ведь оставлять без куска хлеба родных японцев и увеличивать паек китайцам – непростительно.

Но и с заводами дальше тянуть было сложно. Они были малоэффективными и сильно затратными. Вкладывать деньги в их модернизацию в условиях кризиса? Накладно. Закрыть? Недопустимо. Оставить все как есть? Убыточно.
Тут земля содрогнулась и одной волной решила все проблемы.

С позиции обывателя разрушенные заводы – большое горе. С позиции производителя – счастливейшее стечение обстоятельств. Теперь даже не придется восстанавливать предприятия, они по максимуму будут выведены в дешевые страны. И ведь это не переезд со старыми станками и технологиями на новое место. В чистом поле появятся самые современные на свете заводы с самыми совершенными технологиями. Вырастут они меньше, чем за год и начнут выпускать еще более новые машины, совсем с иными производственными издержками, увеличивая чистую прибыль и минимизируя расходы. А у себя дома, в восстановленной Японии, останутся офисы, исследовательские центры и люди в галстуках.

Сразу после трагедии Toyota, Honda, Nissan и Subaru заявили об остановке производства. Для несведущих, в этом сверкнул отблеск грядущих проблем, перебоев с поставками, кризисом продаж и сокращением доли на рынке. На самом деле, у всех этих фирм есть заводы за пределами родины, в первую очередь в Америке, ну и по соседним азиатским странам тоже немало набросано. Поэтому выпуск автомобилей даже не поперхнулся, а временные трудности с комплектующими в современном мире вполне разрешимы. Желающих выпускать новые гайки по контракту для Тойоты предостаточно.

Все вопросы о последствиях цунами, по большому счету, сводятся к одному - хватит ли нам машин? Хватит, и даже останется. А единственным последствием будет утрата Тойотой статуса производителя автомобилей №1 в мире. Три года они продавали чуть больше GM, по итогам 2010 еле вырвали победу, опередив американцев на 30 000 автомобилей, но теперь с небольшим отрывом станут вторыми.

По-русски все это называется «не было бы счастья, да несчастье помогло». Япония чрезвычайно быстро восстановится и очень мощно рванет вперед, получив результаты, сопоставимые с экономическим ростом после Второй мировой войны. Производство автомобилей удачно переедет за границу, и станет еще более выгодным. В общем, с экономических позиций, на цунами грех жаловаться, и даже можно потихоньку мечтать еще об одном.

Сергей Асланян

Источник: Вести Fm
Опрос
Стоит ли ввести конфискацию автомобиля за агрессивную езду?
Да
Нет
7 комментариев
ПДД онлайн Билет 28, вопрос 13
Вы намерены повернуть налево. Кому следует уступить дорогу?
Автомобилю и трамваю.
Только автомобилю.
Никому.
Только трамваю.
Ответить