События

Экспериментальные вездеходы СССР

25 мая, 10:56
≈ 9 минут
4 832 просмотра

В СССР всегда было больше направлений, чем дорог. Поэтому проектированию техники, способной проехать где угодно, уделялось повышенное внимание. Некоторые конструкторские наработки до сих пор вызывают восхищение.

Вездеходный ЗиЛ

Одним из крупных автомобильных деятелей послевоенного времени в СССР был Виталий Андреевич Грачев, возглавлявший Специальное конструкторское бюро (СКБ) завода имени И.А. Лихачева (ЗиЛ). Как такового опыта в проектировании автомобилей высокой проходимости у него не было. Зато имелся творческий потенциал для нестандартных решений.

Самые сумасшедшие самодельные внедорожники

Наиболее перспективными Грачев считал трехосные транспортные средства. Уже в 1956 году Виталий Андреевич создал макет на испытательном шасси (оно потом «вырастет» в ЗиЛ-157). Новация Грачева заключалась в том, что он поместил мотор в заднюю часть рамы. Как следствие, нагрузка на переднюю ось заметно снизилась. Правда, как показали испытания, вездеход с облегченным передом «воротил нос» от сугробов, терял управляемость и застревал.

Неудача лишь подстегнула Грачева. Спустя полгода он продемонстрировал другой аппарат — ЗиС-134Э3 (есть у него и иное название — Макет № 3). Это было одноместное транспортное средство, отличавшееся тремя равнорасположенными ведущими мостами без подвески. На испытаниях вездеход показал противоречивые результаты.

Спустя полгода Грачев построил по схеме с равноудаленными мостами вездеход ЗИЛ-157Р с передними и задними управляемыми колесами, оснащенный мотором на 104 «лошадки», системой подкачки колес и ГУРом. Этот вездеход, «обутый» в арочные или же широкопрофильные шины мог легко преодолевать рвы шириной свыше двух метров.

Девушки Московского тюнинг-шоу

В тестовых заездах с ЗИЛ-157Р участвовал и другой «проходимец» — сходный по концепции снегоболотоход ЗИЛ-136. Его бензиновый двигатель и коробка передач находились в задней части.


Грузовик ЗИЛ-157 (Фото: ТАСС)

16 лет инженеры и конструкторы потратили на создание целой плеяды военных грузовиков повышенной проходимости.

В 1960 году появился первый подопытный — ЗИЛ-132 с теми же равноудаленными мостами, весивший почти 2,5 тонны. На него поставили бензиновый мотор ЗИЛ-375 V8, выдававший 180 «лошадок». Спустя год, «механику» на вездеходе заменили на гидромеханический «автомат». На испытаниях он показывал вполне приемлемые результаты.

На несколько лет о ЗИЛ-132 забыли. Проект пригодился, когда «сверху» пришел приказ о создании специальных плавающих машин для поиска и эвакуации космических аппаратов. Так появился ЗИЛ-132П — армейская амфибия. Ее новинками являлись торсионная подвеска крайних колес, водоизмещающий корпус на сварной раме, стеклопластиковая кабина и бортовой кузов из алюминиевого сплава.

5 самых опасных кроссоверов в России

На суше амфибия выдавала приемлемые 75 км/ч, на воде — 5−7 км/ч. Чтобы авто мог спокойно выбираться на берег, его «прокачали» авиационным турбореактивным мотором ВК-1А.

НАМИ С-3/С-3МУ

Совершенно в другом направлении двигались конструкторы из научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института НАМИ. В начале 1960-х годов институт увлекся темой пневмогусеничных движителей или пневматических гусениц, за разработками которых пристально наблюдали военные.

Первым «подопытным» стал прототип С-3 на базе джипа «Москвич-415». Вместо задних колес на джипе были смонтированы так называемые однополостные движители с двумя резиновыми пневматическими камерными лентами, двумя балансирными тележками и тремя двойными катками с ведущими звездочками.

 

Читать далее

Источник: Свободная пресса
Опрос
Стоит ли ввести конфискацию автомобиля за агрессивную езду?
Да
Нет
6 комментариев
ПДД онлайн Билет 34, вопрос 18
В каком случае Вам разрешается эксплуатация автомобиля?
Не работают в установленном режиме стеклоочистители.
Не работают стеклоомыватели.
Не работает стеклоподъемник.
Ответить