События

Автошкола: реальность и прогнозы

7 августа 2008
≈ 16 минут
34 просмотра

По итогам опроса, проведенного Исследовательским центром портала SuperJob.ru, 84 % опрошенных убеждены в том, что занятий в автошколе не достаточно, чтобы водить автомобиль. Любопытен и тот факт, что среди 1800 респондентов данного мнения придерживаются 87 % женщин и 81 % мужчин. Такое почти единодушное согласие о низком качестве образования, которое начинающий водитель получает в автошколе, имеет под собой более чем твердое основание.

А вот в советские времена…

Старшее поколение водителей во времена Советского союза обучалось вождению совсем в иных условиях, мало напоминающих нынешние. В те времена не было такого количества автошкол и курсов водительского мастерства, а подготовкой водителей занимались подразделения ДОСААФ. Получается, что фактически государство само контролировало процесс обучения, так же, как и его результат. Безусловно, не было и намека на какие-либо экспресс-курсы обучения. Учились водительскому искусству несколько лет, в течение такого же периода начинающий автолюбитель мог пересдавать экзамен на право получения заветных прав. Нисколько не идеализируя прошлое, можно заметить положительное содержание такого подхода к обучению. Как минимум, на дороге было минимум неумелых водителей. Впрочем, и автомобилей тогда было значительно меньше чем сейчас. Если вспомнить, что очередь на заветную «копейку» могла длиться несколько лет, то поневоле начнешь «дуть и на воду», ездить осторожно, без лихачеств. Дефицит, конечно, имеет свое определенное негативное влияние на умы, но по меньшей мере он заставлял человека относиться с осторожностью в первую очередь к своему авто. Ведь его покупка порой становилась делом всей жизни, а детали и прочие запасные части искать, доставать, перекупать было проблематично.

http://img.autorambler.ru/images/journal/16de806fe0b4bb1033136a0a29fe42a0
Автотренажер. Фото с сайта osto-mai.ru.
А вот в наше время…

Автомобиль уже давно «переехал» из разряда предметов роскоши в средство передвижения. Растущий уровень благосостояния населения, автокредитование, доступность покупки – эти и другие факторы способствуют увеличению количества ТС на дорогах. Вместе с растущим автопарком страны растет и армия нерадивых автовладельцев. И не уменьшается процент аварий, произошедших по вине неопытных водителей или водителей с маленьким стажем вождения. О культуре поведения на дорогах вообще и говорить не стоит.

Говоря о качестве образования, которое получают начинающие водители в автошколах, сталкиваешься с целым комплексом проблем.

Во-первых, сама структура преподаваемых знаний. Методика обучения вождению датирована 1998 г., логично говорить, что ее суть не может соответствовать сегодняшним транспортным реалиям. Между тем на теоретические и практические занятия предусмотрено, как и ранее, 26 учебных часов. Этого времени порой оказывается недостаточно для того, чтобы у начинающего водителя сложился весь комплекс необходимых теоретических знаний и практических навыков вождения.

Другой аспект – профессиональный уровень самих преподавателей. Зачастую это люди, не имеющие педагогического образования или даже не прошедшие курсы переквалификации. При таких условиях даже преподаватель с большим опытом вождения сможет оказаться не способным передать свое мастерство обучающимся, ведь он просто может не знать, как надо учить. Здесь стоит напомнить о низком уровне материально-технической базы большого количества автошкол, где порой даже площадки для проведения практических занятий недостаточно оборудованы.

С другой стороны проблемы – отношение самых обучаемых к учебному процессу, а с третьей – отношение самих учителей к своим ученикам. Уверенность в том, что за деньги можно купить все, во всей красе реализуется на практике в процессе сдачи экзаменов на получение водительских прав. По сути, автошколе выгодно иметь неприлежных учеников, которых можно использовать в качестве «дойных коров». «Удои» исчисляются тысячами рублей, которые приходится платить за дополнительный «накат» и за очередную пересдачу экзаменов. А экзаменов нужно будет сдать три: один теоретический и два практических. Плюс к этому существуют дополнительные экзамены на разные категории автомобилей (авто с «механикой» или «автоматом»). Суммы получаются существенные.

Конечно же, среди группы экзаменуемых найдется достаточное количество тех, кто готов платить, потому что у него достаточно средств, а также тех, кто дорожит своим временем, спешит избавить себя от «провалов», «второгодия» и пересдачи экзамена.

Если углубляться дальше в проблему обоснованности выдачи водительских прав, которой венчается весь этот процесс «выбивания денег» и «подмасливания», то можно найти множество хитростей и уловок, к которым прибегают и инспектора автошкол, и сотрудники ГАИ.

http://img.autorambler.ru/images/journal/88efbcab44be57041093a38e60b14952
Площадка для обучения вождению автомобиля. Фото с сайта Автотренажер. Фото с сайта osto-mai.ru.
На государственном уровне…

Самое трагичное в том, что автомобиль как был, так и остается источником повышенной опасности. Неумелое обращение с транспортным средством чревато летальным исходом и для водителя и его пассажиров, и для других участников движения. Ужесточившиеся с 1 июня 2008 г. штрафы за нарушения ПДД решают порой не саму проблему, а лишь ее последствия. Ведь водитель может даже и не знать, что на конкретном участке дороги необходимо руководствоваться определенным пунктом правил. Не научили, прогулял, заплатил, получил права и теперь ездит так, как посчитает нужным.

Совсем недавно Президент России своим указом сделал существенный шаг на пути к решению проблемы качества обучения начинающих водителей. Шаг этот многими воспринимается «как палка о двух концах». Дмитрий Медведев подписал указ, согласно которому ГИБДД приобретает дополнительные права и обязанности, а именно: согласовывать программу подготовки водителей в автошколах и выдачу лицензий Комитетом по образованию Санкт-Петербурга. Цель главы государства более чем благостная: повысить уровень мастерства начинающих водителей. Это впоследствии должно уменьшить число автомобильных аварий и снизить уровень смертности на дорогах. Благие цели, но их реализация отдана в руки одной из самых коррумпированных госструктур, ГИБДД, которая в частности примет участие в разработке новых стандартов обучения в автошколах.

Мнения относительно такого решения проблемы предсказуемо скептические. Решающее слово насчет выдачи автошколам лицензии на обучение даст возможность сотрудникам ГИБДД фактически «прикрыть» неугодные им учебные заведения. Эксперты говорят также, что новые правила не только повысят стоимость обучения, а как следствие и размер взяток, но и окончательно «развяжут руки» сотрудникам ГИБДД.

Текст: Сергей Василенков.

Источник: Carclub.ru
Опрос
Стоит ли ввести конфискацию автомобиля за агрессивную езду?
Да
Нет
6 комментариев
ПДД онлайн Билет 34, вопрос 16
Сигналом остановки для машиниста поезда служат:
Поднятые вверх обе руки.
Круговое движение рукой.
Поднятая вверх правая рука.
Вытянутые в стороны руки.
Ответить