События

Авто-Ток-Шоу

28 июля 2008
≈ 28 минут
56 просмотров

В мире началась электромобилизация – автогиганты готовятся к серийному производству электрокаров для массового потребителя.

Житель Белгородской области инженер-электрик Игорь Корхов, создатель пока единственного сертифицированного в России электромобиля, собрался продать свое детище. За «Таврию» с электромотором и аккумуляторами вместо бензобака Корхов просит 150 000 руб. Эти деньги он мог получить еще 4 года назад — тогда к Корхову по электронной почте обратился какой-то англичанин. Иностранец сулил за еще не обкатанную «электротаврию» €5000 и бомбардировал инженера письмами, пока Корхов по-русски не послал англичанина куда подальше.

Теперь у британских фанатов электрокаров наконец появилась надежда. Конечно, не потому, что Корхов выставил «Таврию» на продажу: на прошлой неделе премьер-министр Великобритании Гордон Браун призвал автопроизводителей как можно быстрее запускать электромобили в серию. Британцы стараются идти в ногу с остальным миром, в котором, как говорят эксперты, началась вторая волна электрификации автотранспорта. Первая захлебнулась в солнечной Калифорнии в 2002 г. — на электрокары не было спроса. Но с тех пор цена нефти выросла в 5 раз, и теперь, по словам эксперта по автопрому Ernst & Young Ивана Бончева, «видна мощная тенденция, имеющая не только экологические, но и экономические причины». Если до недавнего времени стопроцентные (то есть не-«гибриды») электромобили выпускали только небольшие автопроизводители, то уже через 2–3 года электротранспорт будет выходить с конвейеров гигантов автопрома — Daimler, BMW, Renault, GM, Mitsubishi…

ПЕРВАЯ ПОПЫТКА

Десять лет назад Калифорния считалась пионером электромобилизации. В середине 90-х власти штата разработали программу «нулевого выброса» (Zero Emission Vehicle — ZEV), в рамках которой был принят закон, обязывающий с 1998 г. 3%, а с 2002-го—10% автомобилей, проданных в Калифорнии, не загрязнять окружающую среду. Проще говоря, власти установили квоту для электромобилей. В продаже сразу появились электрическая версия кроссовера Toyota Rav4 и забавное купе EV1 от General Motors.

Уже через пару лет, в 2001 г., ассоциации калифорнийских автодилеров раскритиковали программу и электромобили, представив 59 аргументов в пользу отмены закона. Среди них — мизерный спрос со стороны потребителей и отсутствие инфраструктуры для обслуживания. От первоначальных жестких требований программы ZEV было решено отказаться. Вскоре Toyota прекратила выпуск электроверсии Rav4, а General Motors отозвал выпущенные EV1 (концерн оставался их собственником, сдавая электромобиль в лизинг) и уничтожил все экземпляры, кроме двух, несмотря на протесты владельцев. Это дало конспирологам богатую почву для самых разнообразных версий — говорили, например, что экологически чистые машин погубило нефтяное лобби. Sony Pictures даже сняла документальный фильм-расследование «Кто убил электромобиль», посвященный событиям в Калифорнии. В General Motors объясняют закрытие проекта куда более прозаическими причинами. «Топливо тогда было еще не такое дорогое и преимущество электричества не таким явным, — вспоминает Роб Петерсен, пресс-секретарь “электрических” проектов GM. — Технологии были, напротив, слишком дорогими. Еще 5 лет назад запускать этот проект было рано, а через 5 лет будет поздно. Некоторые детали были недоработаны — прошло время, и теперь они вернулись в нашу новую разработку Volt в усовершенствованном виде».

Аналитики согласны с GM и считают, что на этот раз всё получится. «То, что было 10 лет назад в Калифорнии, — это всё же эксперимент», — говорит Иван Бончев из Ernst & Young . Теперь у эксперимента появилась экономическая база.

ЭЛЕКТРОПОРОЖЕЦ

«Таврия» белгородского энтузиаста Игоря Корхова едет так бесшумно, что кажется, будто под капотом нет мотора. Машина разгоняется до 140 км/ч, а одной зарядки хватает примерно на 100 км пути. И это не предел, уверен инженер. «У меня пока дешевые и недолговечные кислотные аккумуляторы, — говорит Корхов. — На Западе уже есть натрий-хлоридные с лучшими качествами, но они пока слишком дороги — порядка $10 000. Когда пойдут в серию — подешевеют».

Главное преимущество его электромобиля — в дешевизне «топлива». Достаточно открыть багажник, вытащить шнур и включить машину «на подзарядку» в обычную розетку. По словам Корхова, полная зарядка аккумуляторов, 13 кВ∙ч, обходится примерно в 20 руб. — это на 100 км хода. Но можно и вообще не платить за зарядку: на участке Корхова стоит ветряная мельница и солнечная батарея, он получает электроэнергию самостоятельно.

Сделать такую машину, по словам Корхова, было несложно. «А что тут такого? Вынул обычный бензиновый двигатель, вставил электромотор, соединил его с коробкой передач, приделал аккумуляторы и поехал — работа одного выходного дня», — рассказывает инженер. Главное было достать детали: в России же их не производят, и практически все Корхов приобрел «по случаю». Двигатель американский, кислотные аккумуляторы, которых хватает на три года работы, китайские. Сейчас Корхову по интернету приходят письма со всех концов страны, и один из главных вопросов — «где купить детали?».

Корхов любит рассказывать историю про то, как гаишники приняли его бесшумную «Таврию» за НЛО. «Остановили, заставили открыть капот, а когда поняли в чем дело, даже документы не попросили, так обалдели», — рассказывает инженер. После того случая он озаботился легализацией своего транспортного средства — в прошлом году, несмотря на все препоны, сертифицировал авто в НАМИ, а затем получил и регистрацию в ГИБДД. Правда, теперь Корхов смотрит в будущее — продав «Таврию», он хочет купить гибридную Toyota Prius (работает как на бензине, так и на электричестве) и переделать ее исключительно на работу от розетки.

ИНТЕРНЕТ-КАР

Первый электромобиль Корхову помогал регистрировать московский юрист Юрий Шулипа, лидер Союза электромобилистов стран СНГ. Он говорит, что сейчас ситуация с электрокарами напоминает интернет-отрасль в начале 90-х, незадолго до бума: и ниша свободна, и есть ожидания гигантских заработков для тех, кто придет в отрасль первым.

Аналогия смелая, но не совсем безосновательная. Предприниматели, заработавшие свои миллиарды на интернет-буме, теперь вкладывают деньги в электромобили. Например, Элон Маск — основатель платежной системы PayPal. Его новая компания Tesla Motors находится в Сан-Карлосе, штат Калифорния, и занимается производством электрического транспорта. Партнерами Маска являются еще два интернет-гуру — Сергей Брин из Google и один из основателей eBay Джефф Сколл. Первая модель — Tesla Roadster, мощный спорткар — начнет колесить по улицам уже этим летом. «Сама по себе эта машина не изменит мир — это спорткар за $100 000, мы будем выпускать их примерно по 1800 штук в год. Но наш следующий автомобиль, седан, который выйдет в конце 2010 г., будет примерно вдвое дешевле при объеме производства 20 000 в год. А третья модель будет еще дешевле», — говорит Маск в интервью Newsweek. Грубо говоря, алгоритм таков: при повышении объемов производства в 10 раз, цена может снижаться вдвое. И в 2012 г., обещает Маск, выйдет электромобиль стоимостью около $30 000 — вполне подходящая цена для массового покупателя.

Высокая цена — не единственный на данный момент недостаток электромобилей. Заряда батарей пока хватает на пару часов пути. «Но большинство автолюбителей обычно проезжают не больше 80 км в день, — парирует Маск. — А 99% поездок не превышают 320 км в день». Уже вторая машина Tesla будет приспособлена к таким нерегулярным дальним поездкам, причем проблема будет решаться двумя способами. «Имея с собой высокоэнергетическое зарядное устройство, вы сможете “заправить” автомобиль на 80% за 45 минут. Если вы, например, едете из Лос-Анджелеса в Сан-Франциско, а это 400 миль, вы можете проехать 200 миль, остановиться перекусить, зарядить машину на парковке ресторана и проехать оставшиеся 200 миль до Сан-Франциско», — объясняет Маск.

Второй путь — на специальной «заправочной» станции можно будет за пару минут и небольшую сумму денег поменять севшую группу батарей на заряженную. В любом случае Элон Маск призывает полностью отказаться от бензина. Компромиссный вариант — гибридный двигатель — Маску не нравится: «В прошлом году мы много времени потратили на изучение гибридных двигателей и в конце концов решили, что будущее не за этим типом. Это в любом случае компромисс, потому что нужен и бензиновый двигатель, и большая батарея — а значит, и машина не будет особенно хороша, и двигатель будет слабоват…» Сейчас группы инженеров по всему миру работают над увеличением пробега электромобилей: предпринимаются попытки создать безопасную и недорогую литий-ионную батарею, оптимизировать энергопотребление автомобиля. «Примерно через три года мы сможем предложить машину, которая будет ехать без дозаправки до 500 км», — обещает Элон Маск.

ИЗРАИЛЬСКАЯ NOKIA

В Renault также не собираются размениваться на гибридные проекты и планируют создать стопроцентный электромобиль к 2010 г. «Серийное производство начнется не позднее 2011 года, — обещает заместитель руководителя проекта по разработке электромобилей Renault Матье Тененбаум. — На первом этапе речь будет идти о десятках тысяч машин». Первые две модели Renault почти ничем не будут отличаться (кроме, разумеется, двигателя) от обычных бензиновых моделей С- и А-класса. В 2012 г. компания начнет продажи первого специально разработанного электромобиля, ни дизайн, ни название которого в Renault пока не обсуждают — известно лишь, что это будет машина В-класса. Что касается характеристик, то запас хода составит от 100 км (до 180 в экономичном режиме), а максимальная скорость будет не ниже максимально разрешенной в той или иной стране.

Первые электромобили Renault поступят в продажу необязательно во Франции. Продавать свои машины французы будут без аккумулятора — контракт на его аренду и обслуживание (подзарядку) надо будет подписать отдельно. Американская Project Better Place разработала нехитрую схему такого обслуживания: аккумуляторные батареи можно менять на специальных станциях по схеме «оставил свою — дали новую». Первой страной, где будет построена сеть таких станций, станет Израиль. Крупнейшим инвестором проекта стала Israel Corp., холдинговая компания, владеющая в том числе и нефтеперерабатывающими заводами. «Я, конечно, понимаю, что сам создаю угрозу для своего нефтяного бизнеса», — говорит председатель совета директоров Israel Corp. (а также и Project Better Place) Идан Офер. — Но если Израилю и суждено сделать свою Nokia (имеется в виду прорывной в мировом масштабе продукт, сделанный в маленькой стране. — Newsweek), то это она». И в Renault, и в Tesla Motors прекрасно знают, кто их конкуренты. На прошлой неделе на лондонском автосалоне показали британский спорткар Lightning, который уже можно заказать, внеся предоплату в £15 000. А в следующем году Mitsubishi начнет выпускать полностью электрическую машинку i-MiEV. Тогда же готовится запустить в серию электромобиль на базе Mini и BMW. Годом позже Daimler планирует выпуск электрокара B-класса, первая пробная поездка которого (из Берлина в Магдебург и обратно) состоялась 4 июля. Одновременно начнет производство новой модели Volt компания General Motors. «Мы не комментируем то, что делают наши конкуренты, — говорит Тененбаум из Renault. — Но после объявления о нашем проекте в Израиле в январе 2008 года многие автопроизводители заявили о своих планах по созданию электромобилей». Свои планы озвучили не только лидеры автопрома, которых в конечном счете интересует только прибыль и экономия, но и разработчики бескомпромиссно «зеленых» технологий: например, в строящемся в ОАЭ экогороде Масдар вместо электрокаров будут «подкары» — движущиеся по магнитным рельсам автоматические персональные кабинки.

АНДРЕЙ КОВАЛЕВСКИЙ, ИГОРЬ ИВАНОВ, ФАРИД ЗАКАРИЯ.

Источник: Журнал "Русский Newsweek"
Опрос
Стоит ли ввести конфискацию автомобиля за агрессивную езду?
Да
Нет
7 комментариев
ПДД онлайн Билет 8, вопрос 14
Вы намерены повернуть направо. Ваши действия?
Уступите дорогу только пешеходам, переходящим проезжую часть, на которую Вы поворачиваете.
Уступите дорогу только пешеходу, переходящему проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу.
Уступите дорогу всем пешеходам.
Ответить