Автобизнес

Почему инкассаторский броневик РАФ можно было вскрыть лобзиком?

19 июля, 09:12
≈ 16 минут
21 907 просмотров

Странные машинки Labbe-RAF появились в СССР в конце 80-х годов. Плоские маленькие стекла, круглые бойницы, мигалки, специальная окраска… Мы уже знали, что на свете существуют бронеавтомобили для перевозки денег, потому что успели посмотреть отечественный фильм «Мираж». Там роль броневичка, на который покушаются грабители, сыграла «Нива». А в реальной жизни наш первый инкассаторский фургон был построен на базе латвийского «рафика». Не зря этот уродец чем-то напоминал изящного «прибалта»!

Labbe-RAF
Бронеавтомобиль «Нива» из кинофильма «Мираж»

Появись бронированный «рафик» в 1983 году, никаких сомнений, что именно он сыграл бы в фильме. Ведь кинокартина по роману Джеймса Хедли Чейза снималась на Рижской киностудии. Едва ли, правда, Labbe-RAF можно было тогда закатить в трейлер: длина «Нивы» 3,7 м, а Labbe – около 5 м. Но создатели фильма наверняка бы что-то придумали. Особенно, если машину предоставили на условиях product placement. То есть, заплатив деньги за ее скрытую рекламу.

Французской фирме Labbe (как всегда, французская фамилия, ударение на последний слог), сделавшей в реальной жизни проект броневика по советской заявке, хорошая реклама не помешала бы. Бронеавтомобили наши делать умели, но лишь для полномасштабной войны. Для таких машин существуют специфические требования, главное из которых – время жизни на поле боя. Маневренность, комфорт и эргономика – не про военные автомобили. А в середине 80-х в СССР задумались об инкассаторской машине для города. Преступность росла, но перевозить, например, выручку из магазинов было не на чем.

Техническое задание предусматривало создание круговой защиты и обстрела. Впереди для круглой бойницы срезали окно. Но обзорность и так была очень плохой, так что в серию пошел вариант со скошенным уголком. Фото: autowp.ru

Вначале московский ВНИИ Стали и оружейный «Ижмаш» попытались сделать машину на базе ульяновской «буханки». Были сделаны две машины – для опытной эксплуатации и для обстрела на полигоне. Говорят, что результаты были плохие, но конкретики сейчас уже найти не удается. Вероятнее всего, уже тогда база УАЗ-452 была признана старой и не слишком удачной для города. Так или иначе, Госбанк СССР решил объявить тендер на разработку и поставку инкассаторских машин.

Причем, заказчику, естественно, хотелось, чтобы будущие автомобили можно было хотя бы частично обслуживать и ремонтировать своими силами. То есть машины предлагалось строить на отечественном шасси. Кроме рижского РАФ-2203, тогда, пожалуй, другой кандидатуры и не было. Достоинство «рафика» (и его же недостаток) – микроавтобус базировался на шасси 24-й «Волги», включая и двигатели Заволжского моторного завода. Для разработки были прописаны требования: защита примерно по II классу (грубо говоря, это защита от ТТ с пистолетным патроном 7,62; при такой защите правила предписывают инкассаторам находиться даже в автомобиле в бронежилетах), трое человек экипажа и 300 кг полезного груза, и полная масса машины, не превышающая таковую у гражданского микроавтобуса. Последнее требование, видимо, диктовалось тем соображением, что «рафику» на волговских агрегатах было и так предельно тяжело.

В конкурсе участвовало шесть фирм: французские Labbe и Manufrua, итальянская Fontauto, западногерманские Thiele и Ackermann-Fruehauf, и британская Bedwas. У всех представленных на конкурс машин был большой «перевес». Например, Thiele показала целых два варианта – бронированные «по-максимуму» и попроще. Один вываливался из техзадания на 1000 кг, другой – на 360 (между прочим, вес примерно четырех охранников в бронежилетах!) Вариант от Labbe превышал ТЗ только на 50 кг, его и выбрали.

Итальянская Fontauto привезла свой вариант на конкурс чуть позже. Причем, их машина была и симпатичнее, и весила всего на 37 кг выше «нормы».

Fontauto-РАФ 1988

Но Госбанк все равно предпочел французов по политическим соображениям: тогда готовились к визиту в Москву премьер-министра Франции Жака Ширака. Президентом он станет только через девять лет. Теперь следим за руками: штаб-квартира Labbe находилась, и находится сейчас, во французской коммуне Ламбаль. С 1971 по 1995 там был мэром – кто? – правильно: Фернан Лаббе, основатель замечательной фабрики! Он же - член партии «Объединение в поддержку республики» (RPR), основанной в 1976 году – кем? – Жаком Шираком!

В итоге Labbe получила заказ на 62 автомобиля для работы в службе инкассации Госбанка СССР. Появление этих машин на улице было целым событием. Примерно так же мы реагировали, когда в телевизоре показывали автомобили будущего на заморских автошоу! Labbe-RAF  были, одновременно, страшны и эффектны. Но, как оказалось, совершенно бестолковы: несмотря на замененный усиленный передний мост от Mercedes-Benz 408 D (предшественника «Спринтера»), шасси оставалось слабым. Плюс – плохие управляемость и экономичность. А пассивная безопасность и у самих «рафиков» с посадкой водителя над передней осью была плохой.

Две вещи годились для анекдотов: во-первых, бронированному автомобилю оставили старые тормоза! Остановить его было сложно. И второе (хорошо, что об этом не знали грабители 80-х): пол кузова самого «рафика» делали из фанеры. Таковым он остался и в инкассаторской машине. Помните фильмы, где грабители добираются до денег, вырезая автогеном дыру в полу броневика? Здесь идти «на дело» можно было, не заморачиваясь тяжелыми агрегатами.

Интересно, что Labbe продолжала выпускать бронеавтомобили, пока не отдала уже в 2000-х свой отдел по бронированию в подразделение Centigon группы Carat. Последнее имя вам, наверняка, о чем-то говорит. Известнейшие бронировщики O'Gara-Hess & Eisenhardt и Carat Duchatelet теперь тоже там! Все вместе они ежегодно выпускают примерно 1,5 тысячи автомобилей.

Штаб-квартира Carat теперь находится в Ламбаль. Впрочем, остальные подразделения Labbe расположены там же. Но они входят в гигант Gruau, который занимается постройкой различных спецавтомобилей от машин скорой помощи и «пожарок» до катафалков и фургонов для перевозки лошадей.

Текст: Сергей Бибиков

 

Нравится Авторамблер? Подпишитесь на нас во ВКонтакте и Facebook.

 

Фото пользователей ingektor, quiki_spb с rcforum.ru

Опрос
Американский хакер создал бесплатный автопилот для машин. Готовы ли вы протестировать его на своем автомобиле?
Да
Нет
0 комментариев
ПДД онлайн Билет 37, вопрос 8
Кто должен уступить дорогу при взаимном перестроении?
Водитель легкового автомобиля.
Водитель грузового автомобиля.
Ответить