Автобизнес

Кредитный рейтинг Toyota снизился впервые за десять лет

26 ноября 2008
≈ 12 минут
37 просмотров

Одно из ведущих в мире рейтинговых агентств Fitch Ratings понизило кредитный рейтинг крупнейшего в мире автопроизводителя Toyota с уровня ААА до АА, прогноз по рейтингу - "негативный". Toyota была в этом плане безупречной на протяжении целых 10 лет, в отличие от его глобального конкурента General Motors и других автопроизводителей. Некоторые эксперты удивлены таким решением Fitch, так как квартальные результаты Toyota говорят о ее финансовой стабильности.

О том, что Fitch может понизить кредитный рейтинг Toyota, агентство сообщило еще на прошлой неделе 17 декабря. Но тогда был шанс, что агентство сохранит рейтинг Toyota на прежнем уровне. Однако, взвесив все "за" и "против", Fitch сегодня все-таки понизила рейтинг Toyota по долгосрочным обязательствам в иностранной и национальной валюты c ААА до АА, передает Bloomberg. С этого момента японский производитель потерял звание самого лучшего мирового автопроизводителя с точки зрения кредитоспособности, которое удерживал на протяжении целых десяти лет.

Последний раз Toyota столкнулась с отрицательным изменением рейтинга в 1998 г., когда Moody´s Investor Service понизило рейтинг долгосрочного кредитования с ААА до АА1. Однако растущая Toyota сумела вернуть доверие экспертов Moody´s в 2003 г.: агентство подняло оценку до прежних ААА. Standard & Poor´s сохраняет рейтинг Toyota на уровне ААА с 1985 г. Эти два агентства пока не изменили рейтинг Toyota. Сведений о том, что они собираются сделать это в ближайшее время, тоже нет, передает Bloomberg.

"Toyota очень сильно страдает от продолжающихся потрясений в мировом автопроме, - говорит в докладе директор корпоративного департамента Fitch Татсуйя Мизуно (Tatsuya Mizuno). - Негативные последствия кризиса на отрасль стали настолько существенными и фундаментальными, что даже сильнейший игрок - Toyota, не в состоянии удержать рейтинг на уровне ААА".

Акций компании обвалились на 4,6% и закрылись на Токийской фондовой бирже на уровне 2985 иен за акцию.

Последствия

Аналитики неоднозначно оценивают последствия для Toyota такого решения Fitch. Снижение кредитного рейтинга поднимет стоимость кредитов для Toyota, пишет Bloomberg. У компании могут возникнуть проблемы с выдачей в США беспроцентных автокредитов, введенных для стимулирования там продаж. Это также может стать препятствием для Toyota на пути свержения General Motors с пьедестала крупнейшего мирового автопроизводителя, который она сохраняет вот уже 77 лет подряд. От снижения рейтинга пострадает каждый аспект бизнеса производителя, причем не только в Северной Америке, а повсюду, считают эксперты Bloomberg.

Однако аналитики ИК "Финам" оказались весьма удивлены решением рейтингового агентства Fitch, понизить рейтинг Toyota. Если взглянуть на финансовую отчетность компании за третий квартал (закончился 30 сентября), то становится очевидно, что банкротство Toyota не грозит - ее финансовое положение очень прочно, объясняет RB.ru руководитель отдела информации и анализа мировых рынков ИК "Финам" Михаил Аристакесян.

Конечно, в условиях кризиса Toyota нелегко, но тяжело сейчас всем автопроизводителям. Причем в наиболее катастрофичной ситуации находится отнюдь не Toyota, а американские компании. "Если "большая тройка" - GM, Ford и Chrysler - не получит поддержки государства, то компании станут банкротами. Даже руководство GM признаёт, что без помощи государства им, возможно, придётся остановить производство уже в конце этого года", - напоминает собеседник RB.ru. Кроме того, делает акцент эксперт, два других крупнейших рейтинговых агентств - Moody´s и S&P - по-прежнему сохраняют кредитный рейтинг на высшем уровне для Toyota.

Поэтому, Аристакесян не считает, что понижение рейтинга приведёт к сколько-нибудь значительному удорожанию стоимости привлечения средств для компании. Ставки по кредитам для Toyota в первую очередь будут определяться общим состоянием дел в мировой экономике и ситуацией на кредитных рынках, а решение Fitch определяющим не будет, говорит эксперт.

Что касается льготных кредитных программ для покупателей автомобилей Toyota, в частности рассрочки, то компании придётся их сохранить, говорит Аристакесян. В частности, для того, чтобы попытаться компенсировать негативный эффект от увеличения цен на свою продукцию со следующего года, связанную со значительным укреплением курса иены на валютном рынке. В то же время мы предполагаем, что требования к заёмщикам значительно ужесточатся, и в первую очередь в США, где ситуация наиболее проблематична, прогнозирует эксперт. В России также действуют специальные кредитные программы от банка Toyota.

В долгах

По итогам третьего квартала Toyota имеет 1,85 трлн иен краткосрочных ликвидных активов (денежные средства и приравненные к ним активы), операционная прибыль за квартал составила 169,5 млрд иен. До конца этого года Toyota должна погасить долговых обязательств на 289 млрд иен, в следующем году на 2,52 трлн иен. Охлаждение спроса на автомобили заставило ведущего автопроизводителя Японии урезать прогнозы прибыли.

Продажи компании в США, приносящие наибольшую прибыль компании, в январе-октябре упали на 12%. Toyota намерена уволить половину своих сотрудников к марту 2009 г., чтобы снизить издержки.

Акции Toyota упали в этом году на целых 51% - до самой низкой стоимости с 1975 г. Однако капитализация японского автопроизводителя по-прежнему в 18 раз выше, чем стоимость GM и Ford вместе взятых.

Текст: Ольга Самофалова.

Источник: RB.ru
Опрос
Американский хакер создал бесплатный автопилот для машин. Готовы ли вы протестировать его на своем автомобиле?
Да
Нет
0 комментариев
ПДД онлайн Билет 29, вопрос 11
Разрешено ли Вам совершить такой маневр?
Разрешено.
Запрещено.
Ответить