Советы автомобилистам

Стоимость владения: дорогие "мелочи"

31 октября, 07:00
≈ 15 минут
22 791 просмотр

Продолжаем калькуляцию и анализ расходов, с которыми неизбежно сталкивается любой покупатель нового автомобиля. На этот раз поговорим о "мелочах", которые в итоге оказываются совсем не дешевыми. И оценим остаточную стоимость. 

Автомойка

Отношение к чистоте автомобиля у каждого свое. Одни заезжают на мойку три раза в неделю, а другие – судя по толщине "защитного панциря" на бортах – три раза в год. Кому-то за услуги мойки приходится платить, а у кого-то есть возможность самостоятельно заниматься машиной на даче.

Мы исходили из того, что владелец заезжает на платную мойку в среднем три раза в месяц, при этом на каждой пятой доплачивает за пылесос, и дважды в год делает полную уборку салона. Итого – 108 моек за три года, в стоимости которых заложена разница расценок для автомобилей разных классов.

Аренда гаража или места на охраняемой стоянке

Этой услугой пользуются далеко не все. У кого-то есть собственный гараж в частном доме, а многие бросают машину на улице. Но если Вы намерены платить за то, чтобы не наматывать круги по дворам в поисках парковки и не вскакивать при каждом завывании сигнализации, комфорт и спокойный сон обойдутся дорого. Например, если аренда гаража или стоянки обходится 4 000 руб. в месяц, за три года набегает - выдохните - 144 000 руб… Для автомобиля класса С+ это эквивалентно стоимости КАСКО за два года…

Платные дороги и платные парковки

Включать в "обязательную программу" также не будем, поскольку одни пользуются ими ежедневно, другие от случая к случаю, а многие счастливчики вообще не знают о таких "благах цивилизации". Но если за дороги и парковки приходится платить, эту статью расходов учитывать надо обязательно. Например, если при поездках на работу за дороги или парковки платить по 200 руб. ежедневно, за три года выйдет 130-140 тысяч…

Прочие расходы

Это - все мелкие траты, которые вносят свои «пять копеек» в итоговую стоимость владения, но которые нет смысла учитывать по отдельности. Например, покупка "незамерзайки" и автопринадлежностей, ремонт проколов шин, оплата "писем счастья" и т.п. Понятно, что если на камеры видеофиксации нарушений попадаться ежедневно, статья "прочие расходы" может превысить траты на топливо. Но мы такую "клинику" рассматривать не будем. Условимся, что по мелочам на автомобиль уходит 10-15 тысяч в год.

Остаточная стоимость

Все рассмотренные выше статьи расходов не зависят от выбранного автомобиля, поэтому учитывать их надо только при подсчете фактически понесенных расходов. А вот остаточная стоимость помимо этого является одной из важнейших сравнительных характеристик выбираемых автомобилей.

Даже близкие по цене модели-одноклассники дешеветь с возрастом могут очень по-разному. Например, при одинаковой изначальной цене в 1,5 млн. руб. одна модель через три года может стоить в среднем 1100000 руб., а другая – 850 000 руб. Столь большая разница способна как возместить переплату на предыдущих статьях расходов, так и перечеркнуть всю ранее полученную выгоду. Но как заранее узнать остаточную стоимость?

Часто можно услышать: машина за три года не потеряла в цене ни копейки – купил ее за миллион в 2013-м и продал сейчас за тот же миллион. Ну да, конечно – не потеряла ни копейки… Вот если на вырученный от продажи трехлетки миллион можно купить такую же новую, она действительно не потеряла. А если такая же новая сегодня стоит 1,5 млн. руб., значит, за три года она подешевела на 33%…

Считать остаточную стоимость от цены, которую вы заплатили несколько лет назад – это самообман. Так не делают даже на Западе, где инфляция составляет всего 1-1,5% в год. Потеря стоимости всегда считается от нынешней (подчеркиваю – от нынешней) цены такого же нового автомобиля. Причем в нынешней экономической ситуации считать ее надо именно в процентах – оперировать рублями при столь высоких темпах инфляции некорректно в любом случае.

Понятно, что на этапе покупки ликвидность машины можно лишь прогнозировать, основываясь на том, сколько она теряет в цене в настоящее время. Делается это следующим образом. Если данная модель выпускается хотя бы три года и уже массово присутствует на "вторичке", надо сравнить цену нового автомобиля со средней стоимостью трехлеток в той же модификации.

Например, если новая машина с мотором 1,6 литра и "автоматом" стоит 1000000 руб., а трехгодовалые с тем же силовым агрегатом и в той же комплектации – 630 000-670 000 руб., значит, данная модель за три года теряет в среднем 35%. Проделав то же самое с другими рассматриваемыми моделями, узнаете, насколько это много или мало по сравнению с ними.

Не факт, что такое соотношение между рассматриваемой моделью и конкурентами сохранится в будущем. Если данная модель со временем зарекомендует себя ненадежной или к моменту продажи будет снята с производства, ее цена на "вторичке" может резко просесть. Но если до снятия с производства еще далеко, а машина по сравнению с конкурентами уже сейчас теряет много, в дальнейшем ее ликвидность точно не повысится.

Несмотря на то, что прогноз потери стоимости не всегда сбывается, считать ее при выборе автомобиля все равно надо. Если же судить о ликвидности машины по народным байкам и устоявшимся стереотипам, можно пройти мимо выгодной покупки.

Например, существует расхожее мнение, что корейские автомобили с возрастом сильно теряют в цене. Из-за чего многие покупатели их даже не рассматривают. Этот стереотип сложился еще в те времена, когда "корейцы" были в диковинку, и вторичный рынок относился к ним с недоверием. Но сегодня ситуация изменилась с точностью до наоборот. В большинстве классов, где присутствуют "корейцы", именно они являются одними из самых выгодных по соотношению цена покупки/остаточная стоимость. Чтобы убедиться в этом, достаточно зайти в интернет и сопоставить цены новых машин и подержанных. Но зачем прилагать усилия и что-то там считать, если проще слушать народную молву…

В таблице указаны средние цены трехгодовалых автомобилей соответствующих классов и ценовых сегментов. С учетом комплектаций, указанных в первом материале нашего цикла.

Итак, мы рассмотрели все статьи стоимости владения и в следующий раз подведем итоги. Вы узнаете, в какую сумму обходится владение автомобилем, на чем имеет смысл экономить и нужно ли покупать самую выгодную из рассматриваемых моделей.

Александр Конов, эксперт по выбору автомобилей.

Опрос
Стоит ли досрочно пускать за руль лишенных прав водителей?
Да
Нет
1 комментарий
ПДД онлайн Билет 35, вопрос 10
С какой максимальной скоростью Вы можете продолжить движение на грузовом автомобиле с разрешенной максимальной массой менее 3,5 т после въезда на примыкающую слева дорогу?
90 км/ч.
70 км/ч.
60 км/ч.
Ответить