Советы автомобилистам

Спортивному подразделению BMW M GmbH исполнилось 40 лет

18 мая 2012
≈ 18 минут
52 просмотра

Специальное подразделение немецкого концерна BMW, которое занимается выпуском "заряженных" автомобилей на основе серийных моделей компании, отмечает свое 40-летие. Оно было образовано в мае 1972 года и как нельзя лучше вписалось в эпоху развития компании начала 70-х годов прошлого века.

"Спорт всегда был двигающей силой для BMW. Сама компания также динамично развивается на рынке. Так что сейчас вполне очевидно, что мы должны сконцентрировать и объединить нашу деятельность в спорте", - заявил бывший тогда главой компании Роберт Лутц в 1972 году.

В начале своей работы подразделение занималось подготовкой спортивных машин-участников соревнований. Одними из наиболее популярных машин на заре деятельности M GmbH были модели BMW 1800 TI и 2000 TI, которые выигрывали одну гонку за другой.

В самом начале в BMW Motorsport GmbH, как тогда называлось подразделение, работали 35 человек. А руководил командой Йохен Неерпаш, бывший тест-пилот Porsche и руководитель Ford Racing. Через несколько месяцев новая компания переехала в собственное здание со всем необходимым оборудованием, включая динамометр, которое было расположено на территории завода BMW в Мюнхене. В 1973 году на свет появился BMW 3.0 CSL, который стал наиболее успешным туринговым гоночным автомобилем своего времени, выиграв европейский чемпионат шесть раз в период с 1973 по 1979 годы.

Первое время под капотом машины стоял 6-цилиндровый 12-клапанный мотор объемом 3340 "кубов" с прямым впрыском топлива мощностью 340 л.с. Это был последний двигатель с двумя клапанами на цилиндр, который использовался BMW в гонках. На этой же машине впервые появилась антиблокировочная система (в 1974 году) задолго до того, как ее начали серийно устанавливать на 7 серию. В 1976 году на трек вышел CSL, оснащенный 3,2-литровым мотором с двойной турбиной и мощностью в 750 л.с. В конце своей "карьеры" 3.0 CSL развивал уже 800 л.с.

В 1976 году команда Motorsport GmbH получила новое задание – основать школу вождения, которая сначала включала 15 курсов по 20 человек в каждом в год и еще пять дополнительных курсов со 100 "учениками". Первым инструктором официально стал Рауно Аалтонен, профессиональный гонщик World Rally Championship, который подписал свой контракт 13 января 1977 года. Эта школа существует и сейчас.

Первые дорожные автомобили от Motorsport GmbH появились во второй половине 70-х. А "подопытным кроликом" стала модели 5 серии. С самого начала эти машины превосходили своих соперников от других марок, не только по мощности моторов, но также по качеству подвески и тормозной системы. Сначала они продавались в очень ограниченных количествах, но потом "философия превосходства" стала весьма популярной. В 1980 году было продано 895 "заряженных" седанов 5 серии.

Первым серьезным самостоятельным проектом подразделения стала спорткар M1, который не был построен на базе серийной модели. BMW предоставила техническую часть, а кузов и шасси должна была дать Lamborghini. Однако проблемы с финансами у итальянцев значительно затянули процесс, и в результате спорткар представлял собой паззл из частей разных производителей. Раму предоставил Marchesi, карбон - T.I.R., а ателье ItalDesign соединило все это в весьма футуристичный образ спорткара. После этого кузов отправлялся из Италии в Штутгарт для установки всех агрегатов.

M1 стал первым автомобилем, официально получившим литеру "М" в названии. В 1978 году 277-сильный компактный спорткар стоил 100 тысяч дойчмарок. За первый год удалось собрать 130 машин. Однако спрос на модель значительно превышал предложение. На столе лежало еще 300 заказов к уже собранным автомобилям.

С самого начала М1 стал самым быстрым дорожным автомобилем, произведенным в Германии. В 1979 году на специальном тесте машина показала 264,7 км/ч. Между тем гоночная версия М1 была куда мощнее и быстрее: 470 л.с. и свыше 300 км/ч. Видя успех своего "первенца" Motorsport GmbH решила выпустить вторую модель. Так в 1980 году свет увидел M535i, построенный на базе "пятерки" и оснащенный 218-сильным мотором от 635CSi. В 1984 году мотор от М1 поставили на купе M635CSi и M5. В результате "пятерку" прозвали "волком в овечьей шкуре", так как внешне почти не отличавшийся от серийного седан превосходил его по мощности почти в три раза. А максимальная скорость M5 в 245 км/ч позволяла оставлять другие седаны далеко позади на дороге.

В 1980 году BMW решила доказать свое превосходство в моторостроении и официально приняла участие в "Формуле-1", дав инженерам из Motorsport GmbH задание создать первый "формульный" двигатель. В результате получился 1,5-литровый 4-цилиндровый агрегат, который развивал невероятные для такого объема 800 л.с.

Первый двигатель BMW "выступил" на Гран При в 1982 году. А через 630 дней после дебюта он довел до победного финиша Нельсона Пике, выступавшего за Brabham BMW. До 1987 года BMW привезла домой 9 побед на Гран При. Причем, двигатели баварской компании использовались и другими командами. Более того, главный конструктор этого мотора, технический директор подразделения Пол Роше был уверен, что мотор способен выдавать и большие результаты. "Он должен быть примерно в 1400 л.с, но мы не можем проверить это на практике, так как наш динамометр не выдает больше 1280 л.с.", - заявил Роше в середине 80-х.

После "формульного" дебюта Motorsport GmbH сосредоточила свои усилия в туринговых соревнованиях, в результате чего в 1986 году появился M3, компактный двухдверный спорткар, который стал первым объединением дорожного и гоночного автомобиля. В первый же год было произведено 5 тысяч дорожных машин. А гоночный вариант ни разу не выезжал за пределы трека. В 1987 году эта машины выиграла первый World Touring Car Championship и в течение последующих пяти лет оставалась непревзойденным лидером этой серии автоспорта, дважды выиграв European Touring Car Championship и German Touring Car Championship (DTM).

Второе поколение М5 появилось в 1988 году и также участвовало в автоспорте. А в 1990 появилось второе поколение М3, которое успело даже получить звание "Автомобиль века" от французского издания Auto Plus.

С тем пор как в 1992 году в BMW было создано еще одно особое подразделение - BMW Individual – любой автомобиль от Motorsport GmbH можно было подогнать под свой вкус. Кстати, BMW Individual было создано первоначально под эгидой спортивного подразделения баварской компании и стало первым в этой области на рынке.

Motorsport GmbH стало называться просто M GmbH с 1 августа 1993 года. В 1995, с обновленной "трешкой" баварцы устанавливают новый стандарт мощности – 100 "лошадей" на литр объема. BMW M3 получил 3,2-литровый мотор мощностью 321 л.с.

На М3 также впервые в мире появилась секвентальная коробка Sequential M Gearbox (SMG), которая активировала сцепление "самостоятельно" при смене передач, так что водителям больше не надо было давить на "третью педаль" и при этом переключать передачи вручную.

В конце 1995 года M GmbH передает все свои спортивные проекта основанной в Англии компании BMW Motorsport Ltd и сосредотачивается на трех направлениях деятельности - BMW M Cars, BMW Individual и BMW Driver Training.

В 1997 году инженеры спецподразделения начали заниматься кабриолетами. И первым из них стал родстер Z3, на который поставили 321-сильный мотор от М3. В 1998 на рынок выходит третье поколение "пятерки" с 400-сильнымV8. В 2003 году компания возрождает аббревиатуру CSL, добавив ее к М3. Наименование означает Coupe Sport Lightweight и ставится на облегченных вариант "трешки". В 2004 году выходят М5 и М6 с 10-цилиндровым мотором. В 2006 к портфолио подразделения добавляется Z4. В 2007 появляется первая М3 с 8-цилиндровым 4-литровым двигателем мощностью 420 л.с.

Сегодня, 40 лет спустя, M GmbH представляет новый проект - BMW M Performance Automobile, который включил сразу четыре модели: BMW M550d xDrive Saloon, BMW M550d xDrive Touring, BMW X5 M50d и BMW X6 M50d. Основой для создания этой серии стал первый в истории подразделения дизельный двигатель с 6 цилиндрами и 3 турбонагнетателями.

Источник: Авто.Вести.Ru
Опрос
Стоит ли досрочно пускать за руль лишенных прав водителей?
Да
Нет
3 комментария
ПДД онлайн Билет 39, вопрос 5
Увеличение длины штриха прерывистой линии разметки информирует Вас:
О начале зоны, где запрещены любые маневры.
О начале опасного участка дороги.
О приближении к сплошной линии разметки, разделяющей транспортные потоки попутных направлений.
Ответить