Советы автомобилистам

"Пешеходная" угроза. Эффективна ли система лишения прав за долги?

15 декабря 2016
≈ 8 минут
3 276 просмотров

Почти год прошел с тех пор, как в России заработала новая мера взыскания долгов со злостных неплательщиков – лишение водительских прав. "Авторамблер" выяснил, насколько эффективен этот способ давления на должников.

Федеральная служба судебных приставов (ФССП) привела нам статистику – за первые 10 месяцев года фактически лишены прав 176 тысяч должников в рамках 205,7 тысяч исполнительных производств. Когда государство может заставить водителя ходить пешком, расписано в статье 67.1 закона "Об исполнительном производстве" – "Временные ограничения на пользование должником специальным правом". Если человек задолжал больше 10 тысяч рублей, приставы вправе применить жесткую меру, но обязаны сначала уведомить лично, а после оплаты снять ограничения. Причем водительское удостоверение у должника формально остается всегда, но если его поймают гаишники на дороге в период временного лишения, ему не сдобровать – грозит уже длительное (до года) лишение прав от ГИБДД или обязательные работы.

Но в пешеходы приставам нельзя записывать несколько категорий граждан. Например, тех, кто работает на автомобиле или проживает в труднодоступных местах. "Возникают отдельные проблемные вопросы. Так, в федеральном законе «Об исполнительном производстве» отсутствует четкое определение критериев «основной источник средств существования», «ограниченной транспортной доступности места постоянного проживания» и «обеспечения их жизнедеятельности», что на практике вызывает у судебных приставов затруднения при применении норм закона", - рассказали "Авторамблеру" в ФССП о недостатках закона. Сейчас в службе анализируют все ситуации, чтобы внедрить единую практику. Спорных вопросов тогда возникать не должно.

Тем не менее в ведомстве подчеркивают, что и без этого мера по лишению прав за короткое время существенно помогла в общении с должниками. "Об эффективности говорит увеличение взысканных средств в счет погашения задолженности. Как показывает практика, сам факт вручения должнику предупреждения о возможном ограничении водительских прав мотивирует его к исполнению требований. Так, только по 87,7 тысяч исполнительных производств, в рамках которых должники получали подобные предупреждения, погашена задолженность на сумму более 1,3 млрд рублей, из них 805,6 млн рублей алиментных платежей. В целом с применением превентивных мер и фактического ограничения прав взыскано 2,2 млрд рублей, из них 1,4 млрд рублей алиментных платежей, 465,8 млн рублей административных  штрафов", - приводят гигантские цифры в ФССП.

Как видим, перспектива лишиться прав действительно пугает многих недобросовестных людей. А значит, система работает! В любом случае должникам лучше не доводить дело до крайних мер и все-таки перечислить в казну все деньги, иначе потом даже после полного погашения долга сразу сесть за руль не получится. На следующий день после выполнения всех требований пристав выносит постановление о снятии временного ограничения. "Придется подождать. Связано это с тем, что обработка постановления о снятии контролирующим органом может занять определенное время – до двух недель", - отметили в службе. Как рассказали "Авторамблеру", сейчас ФССП вместе с другими заинтересованными органами работает над улучшением процедуры ограничения прав и контроля за исполнением.

Алексей Дмитриев

Фото: РИА "Новости" / Михаил Мордасов

Опрос
Готовы ли вы в принципе пользоваться услугами беспилотного такси?
Да
Нет
1 комментарий
ПДД онлайн Билет 22, вопрос 10
Разрешается ли Вам использовать для движения трамвайные пути встречного направления?
Не разрешается.
Разрешается, если при этом не будут созданы помехи встречным транспортным средствам.
Разрешается только при объезде трамвая попутного направления.
Ответить