Первые заморозки? Помогут покрышки с расширенным температурным диапазоном

В России смена теплого и холодного сезонов происходит неравномерно. Внезапные заморозки сменяются потеплением, неожиданный мокрый снег с наледью быстро исчезает под выглянувшим солнцем… Выбрать подходящий момент для замены шин непросто. Возможным решением проблемы могут стать покрышки, уверенно чувствующие себя в межсезонье.

До недавнего времени понятие шины "для сложных климатических условий" на рынке практически не существовало. Заполнить эту нишу решила финская компания Nokian, которая десять лет назад запустила свою первую летнюю линейку Hakka (созвучную с зимней Hakkapeliitta). Прорваться на освоенный рынок с высокой конкуренцией для относительно небольшой фирмы было сложно, поэтому финны придумали наделить новые модели конструктивными особенностями и особым маркетинговым позиционированием.

Новые шины должны были уверенно и быстро передвигаться по гладкому асфальту, но не пасовать и перед разбитыми участками и грунтовкой. Этому способствовали усиленный каркас и прочная резиновая смесь. В резину добавили побольше диоксида кремния и фирменных полимеров, позаботились и об экологии – вредные высокоароматические масла заменили на натуральные. В те годы только возникала тенденция развития "экологичных" шин, так что фирма и здесь выбилась в число пионеров. Полученная смесь Nordic cool silica compound могла надежно держать дорогу при падении температуры до нуля градусов и первом инее.

Первой шиной с увеличенным температурным диапазоном на нашем рынке стала легковая Nokian Hakka i3 с асимметричным рисунком протектора, которая рекомендовалась для каждодневных поездок. Почти сразу появились "быстрые" модели Hakka H и Hakka V, названные так по индексу скорости, а также Hakka SUV для кроссоверов.

Сегодня компания продолжает выпускать летние покрышки с расширенным температурными характеристиками под марками Hakka и Nokian Nordman. При этом в официальных пресс-релизах фирма избегает любых намеков на "холод", "снег" и т.п. применительно к летней линейке, ограничиваясь понятиями вроде "изменчивая погода" или "прохладная осень". Действительно, по опыту, ни о каком регулярном использовании их на заснеженной или обледеневшей дороге и речи быть не может. Но Hakka и Nokian Nordman помогут вам дождаться первых постоянных холодов, не обращая внимания на кратковременные осенние падения столбика термометра, а потом уверенно, но аккуратно доехать до шиномонтажа. Вместе с тем, это полноценные летние шины без оговорок и компромиссов, среди них есть и спортивные UHP-модели с индексом скорости 300 км/ч.

Мост между сезонами

Проблема с шинами, не боящимися капризов погоды, назрела не только в России и Скандинавии, но и в относительно теплых уголках Европы. Не в каждом регионе где-нибудь в Германии зима выдается снежной, но зимние шины, будь любезен, установи в срок, пусть сверху безоблачное небо, а под колесами нагретый асфальт. Да и в наших южных районах зима – понятие неоднозначное…

В канун летнего сезона 2016 года концерн Michelin представил принципиально новый продукт – шину CrossClimate. Дать точное определение новинке поначалу было непросто. Покрышка твердо позиционируется как летняя, но несет на боковине значок 3PMSF ("гора с тремя пиками и снежинка"), что является маркировкой для зимних моделей и развеет сомнения у самого сурового сотрудника ДПС хоть за Полярным кругом. А стремительный V-образный рисунок протектора вызывает аналогии с европейскими высокоскоростными "дождевыми" покрышками.

Сами мишленовцы предпочитают собственное новое обозначение "Лето+", что должно означать полноценную безопасную эксплуатацию летом и продление сезона вплоть до первого снега. Шина рассчитана на температуру до –5 градусов и может передвигаться по неглубокому снегу благодаря многочисленным сцепным кромкам и поперечным ламелям. Однако закругленная плечевая зона, которая обеспечивает должное сцепление в поворотах, лишена грунтозацепов, необходимых для преодоления покрова в несколько сантиметров. Резиновая смесь способна сохранять эластичность и цепкость на наледи при околонулевой температуре, но с дальнейшим похолоданием ее сцепные свойства на льду быстро теряются. Весной шина позволяет переобуться уже при среднесуточной нулевой отметки градусника и не опасаться кратковременных похолоданий.

Michelin CrossClimate выпускается  в диапазоне посадочного диаметра от 14 до 18 дюймов, причем несколько самых крупных типоразмеров имеют индекс скорости "Y" (до 300 км/ч). Но надо отметить, что это очень быстрая, но ни в коем случае не спортивная покрышка. На ней нельзя атаковать виражи на треке или горном серпантине – относительно мягкая резина протектора с большим количеством обособленных элементов не обеспечивают должной жесткости для спортивной езды. Просто шина имеет запас прочности и курсовой устойчивости, скажем, для мощного бизнес-седана.

В целом, стоит полагать, что концепция "Лето+", заданная Michelin, имеет большие перспективы и вскоре следует ожидать ответных шагов со стороны конкурентов.

Зимой и летом с одним комплектом?

Еще один тип шин с увеличенным температурным диапазоном всем хорошо известен – это всесезонные модели. Правда, в России по юридическим соображениям шинные компании предпочитают избегать этого термина, подразделяя все покрышки на летние и зимние, где всесезонки зачисляются в летнюю линейку. Формально разделение простое – нет значка 3PMSF – шина летняя, даже если на ней надпись "M+S" (Mud+Snow).

Легковые всесезонные модели представляют собой определенный компромисс, поскольку резиновая смесь должна сохранять мягкость и цепкость в холод и не терять плотности и устойчивости к истиранию в жару. То же и с рисунком протектора – увеличиваем число сцепных кромок для зимы – значит теряем жесткость протектора для езды летом. Поэтому всесезонные шины отлично проявят себя на стыке сезонов, а при температуре за –5-10 градусов начнут резко терять сцепные свойства. Казалось бы, удачное решение, но только если средняя температура летом в вашей местности не больше +20-25 градусов, и вы не любите ездить быстро и азартно.

Одна из лучших всесезонных легковых шин Goodyear Vector 4Seasons Gen-2 при прямом сравнении в представителем сегмента "Лето+" Michelin CrossClimate заметно проигрывает летом в разгонно-тормозной динамике и управляемости на сухом асфальте, но так же уверенно опережает ее на снегу льду, хотя ожидаемо уступает зимним моделям. Словом, если речь вести именно о летней эксплуатации, то всесезонки не будут самым удачным выбором.

Всесезонные, а правильнее, летние шины "M+S" для кроссоверов и внедорожников – отдельная тема. Они позволяют ездить в течение всего лета и уверенно чувствуют себя на дороге при заморозках и в не особо глубоком снегу, но тоже до определенного предела. В регионах с привычной русской зимой их лучше заменить на специализированные модели. Важно помнить, что колесная формула "4х4" при торможении и заносе-сносе не имеет преимущества перед моноприводом, поэтому при снежном накате и гололеде альтернативы зимним шинам, лучше шипованным, здесь тоже нет.

Текст: Леонид Пащенко

Опрос
Стоит ли досрочно пускать за руль лишенных прав водителей?
Да
Нет
8 комментариев
ПДД онлайн Билет 21, вопрос 6
Разрешено ли Вам за перекрестком въехать на полосу с реверсивным движением?
Да.
Нет.
Ответить