Советы автомобилистам

Кавказский спорткар

24 августа 2008
≈ 10 минут
51 просмотр

Чехословакия стала независимой в 1918 году, оказавшись к тому моменту индустриальным сердцем Австро-Венгрии, огромной империи, занимавшей весь центр Европы. Правда, с распадом Австро-Венгрии экономические связи несколько осложнились, но оборотистые чехи сумели все наладить. В итоге страна не только сохранила промпотенциал, но начала его наращивать за счет проигравших немецких соседей, оставшихся с технологиями, но без рынка. Так, в 1919 г. в окрестностях Праги доктор Кабес основал небольшое предприятие по строительству аэропланов, которое быстро набрало вес.

Само предприятие родилось в 1919 году, начав строить самолеты конструкции Хейнкеля, использовавшиеся австрийцами. Вначале они использовали и двигатели от Maybach. Впрочем, чехи очень быстро нашли собственные решения, благо кадров было не занимать. Ставка была сделана на легкое.

Двадцатые стали для чехословаков хлебными - страна жила богаче прежних хозяев - австрийцев, так что самое время было дарить народу такой изыск как спорткары.

В 1929 г. Aero вышла на авторынок.

Первенец получился очень самолетным: легким, со спицованными колесами, с забавным лобовым стеклом, словно снятым с аэроплана. Тем не менее «первая ласточка» получила передний привод! Уже в 1929 - одними из первых Aero 10 (Aero 500) имел одноцилиндровый двухтактный двигатель в 449 см3. Мотор имел водяное охлаждение, мощность в десять лошадок.

Двухцилиндровый Aero 18, разгонявшийся до 75 км/ч, появился в 1931 г. и всего за три года разошелся числом в две с половиной тысячи. Успех! Aero обрело реноме, освоившись в нише легких, по стилю сходных с английскими спорткаров, став участниками гонок и пробегов.

Совсем скоро появился и Aero 30, совмещавший самолетный стиль с вполне практичным четырехместным кузовом. Для модели предлагались кузова «родстер», «кабриолет» и даже «лимузин». B начале тридцатых Aero отметилась в долгоиграющих пробегах. Несмотря на свой «легкий» характер автомобильчики оказались необыкновенно надежными и неприхотливыми. Они блеснули и на ралли Монте-Карло, однажды принеся своих пилотам третье место. Рубленые авиационные формы уступили место мягким тягучим изысканным.

Многие кузова изготовлялись в знаменитом кузовном ателье Sodomka. Авто с «декольтированными» дверцами и изящно изогнутыми крыльями смотрелось по-свойски в ряду самых европейских автозазноб, тем более что под «внешностью» обнаруживались яркие конструктивные решения. В 1936 г. был построен Aero 50, для которого соединили два двухцилиндровых блока, давших вместе двухтактный двигатель в 45 л. с. Авто, разгонялось до 130 км/ч. Оно производилось до 1941 года и привлекло около 1200 покупателей.

В сороковых фирма имела все шансы войти в высшую европейскую спортивную элиту в легком весе, но в 1938 году Чехословакию сначала урезали в результате Мюнхенского сговора, а потом и просто ликвидировали как государство. Правда, попав под иго немцев в самом начале Чехия оказалась на особом положении. Страну, как важную военную кузницу немцы берегли и даже сохранили ей некоторую автономию под названием «протекторат Чехии и Моравии».

Так, и Aero, переведенная на выпуск «мессершмиттов», все же старалась не упускать авто, успев сделать в течение войны несколько новинок.

Были разработаны прототипы Record и Pony, так никогда и не отправленные в серию. После войны выпускались обновленные Aero 30, успешно продававшиеся в Европе. Чехи даже сумели не потерять рынок: около сотни Aero было экспортировано в Бельгию, около двух сотен - во Францию.

Готовились и новые авто, но в 1948 г. к власти пришла компартия. Предприятия автопрома были национализированы, перемешаны и присущая чешским маркам индивидуальность стала постепенно затухать. Правительство Климента Готвальда директивно расписало, кому чем заниматься, за фирмой Aero осталось лишь производство легких самолетов, которыми чехи позже успели оснастить весь мир.

В сводках о вооруженных силах сторон вовремя августовской войны на Кавказе замелькали упоминания о боевых самолетах с литерой «L» в названии: несколько легких учебно-боевых Aero L-29 использовали ВВС Абхазии, в частности, учебно-боевые Aero L-39 оказались в достатке у ВВС Грузии. Aero L-29 «Дельфин», Aero L-39 «Альбатрос» и многие другие модификации самолетов - своеобразный привет из прошлого, в котором Чехия успела побывать великой моторной державой.

Источник: Газета.ru
Опрос
Нужно ли ввести штраф в размере 300 тысяч рублей для тех, кто не пропускает скорую помощь?
Да
Нет
51 комментарий
ПДД онлайн Билет 26, вопрос 17
На каком рисунке изображен автомобиль, водитель которого не нарушает правил перевозки грузов?
Только на Б.
Только на А.
На обоих.
Ответить