Советы автомобилистам

Стоимость владения автомобилем: расходы на топливо

14 октября, 13:15
≈ 15 минут
29 448 просмотров

Продолжаем серию материалов, посвященных финансовым составляющим владения машиной. В предыдущих материалах мы говорили о стоимости приобретения автомобиля, кредитах, дополнительном оборудовании и страховке. Теперь пора оценить стоимость топлива.

Топливо

Вопрос «сколько жрет?» интересует даже наемных водителей, которые за сжигание топлива в цилиндрах получают деньги. А уж для тех, кто кормит железного коня на свои кровные, этот вопрос становится совсем не праздным.

Траты на топливо прямо пропорциональны интенсивности эксплуатации, и при годовых пробегах более 20 000 км становятся одной из самых крупных статей расходов, превышая даже стоимость КАСКО. Например, при среднем расходе в 10 л/100 км бензина АИ-95 по цене 39 руб./литр за оговоренные нами три года и 70 000 км пробега в трубу вылетает 273 000 рублей. То есть, если у рассматриваемых машин разница в тратах на топливо составляет хотя бы 10% в денежном выражении, это уже будет ощутимо. А у моделей-одноклассников она может быть и больше. Даже если они оснащены похожими силовыми агрегатами – например, бензиновыми двухлитровыми «атмосферниками» и гидромеханическими «автоматами» - расход топлива может различаться на 10-12%. А если у одной из машин под капотом будет высокотехнологичный 1,4-турбо и «робот» с двумя сцеплениями, она может быть экономичнее на 15-20%.

Еще больший выигрыш в расходе топлива обеспечивает дизель. Особенно если он является альтернативой близкой по цене бензиновой модификации с двигателем значительно большего объема. В этом случае разница в пользу дизеля может достигать 30-35%.

Но как заранее узнать, сколько топлива будет расходовать та или иная машина?

Спроси владельцев

О том, почему заявленные в технических характеристиках цифры расхода всегда меньше реальных, объяснялось уже неоднократно – повторяться не будем. Вопрос в том, какую поправку нужно делать, чтобы получить реальные значения? Увы, но однозначно ответить на него нельзя.

Во-первых, расход топлива сильно зависит от режима движения и индивидуального стиля езды водителя. Для кого-то городской цикл – это свободная езда по провинциальному 50-тысячнику с тремя светофорами на весь город, а для кого-то – бутылочное горлышко на въезде в мегаполис, где по утрам за 20 минут лишь на 500 метров продвигаешься. При этом один водитель рвет с каждого светофора, как в последний раз, а другой разгоняется плавно. Для кого-то загородный режим - это узкая однополоска с вереницей машин, плетущихся со скоростью 50-60 км/ч, а для кого-то – свободная магистраль и 140 на спидометре.

Во-вторых, даже если ездить одинаково, у разных автомобилей прибавка фактического расхода к заявленному может сильно различаться. Например, у меня на Ford Fusion расход в городе был на 20-25% выше заявленного, а на Nissan Qashqai – на 30-40%. Хотя манера езды и дорожный трафик остались теми же…

Кроме того, в технических характеристиках зачастую не указывается, по какому стандарту проводились замеры – европейскому или американскому. А они очень сильно различаются. По европейскому стандарту цифры городского расхода получаются более-менее приближенными к реальности, а загородного – слишком оптимистичными. По американскому же – наоборот.

Поэтому лучший способ заранее узнать реальный расход топлива интересующей вас модели с определенным мотором и трансмиссией - покопаться на форумах владельцев. Где люди подробно рассказывают, в каких условиях у них получаются такие-то результаты. Найдя несколько отзывов со схожими с Вашими условиями эксплуатации, можно будет узнать, какой расход на этом автомобиле будет у Вас.

Расходы на топливо не всегда равны расходу топлива

Сравнивая рассматриваемые автомобиля по тратам на топливо, надо учитывать не только его расход, но и стоимость топлива. Например, если обе машины потребляют одинаковое количество бензина, но для одной предписан минимум 95-й, а другая обходится 92-м, в денежном выражении это уже 8-10% разницы.

Дизтопливо также на 8-10% дешевле 95-го, но с ним не все так просто. Дело в том, что дорогостоящая топливная аппаратура дизелей весьма требовательна к сезонности и качеству топлива. Которое в России до сих пор, увы, нестабильно и непредсказуемо. Поэтому несмотря на то, что автопроизводители запрещают применять присадки к топливу, «дизелисты» со стажем ими пользуются. Например, антигелевую добавляют регулярно от первых заморозков до, как минимум, Нового года. Более подробно о специфике эксплуатации дизелей – и в том числе о технических и юридических аспектах применения присадок - мы поговорим отдельно. Пока же Вам надо знать, что если ими пользоваться, цена литра топлива возрастает на сумму от одного до трех рублей.

В наших расчетах мы исходили из того, что все автомобили потребляют 95-й бензин по цене 39 руб./литр, средний расход которого при 60% пробега по городу и 40% по трассе для машин классов В+, С+, D+ и Е+ составляет 9,5; 10,5; 12 и 14 л/100 км соответственно.

Экономичность стоит дорого

Конструкция современных автомобилей настолько оптимизирована, что выжать дополнительную экономию из классических решений уже практически невозможно. Добиться ощутимо меньшего, чем у моделей-конкурентов расхода удается только за счет применения дорогостоящих передовых технологий. Но прежде, чем покупать высокотехнологичную модификацию, надо сопоставить ее стоимость с экономией, которую она может принести.

Например, если мотор 1,4-турбо с «роботом» обходится дороже двухлитрового «атмосферника» с классическим «автоматом» на 100 000 руб., при этом за три года и 70 000 км позволяет выиграть на топливе в 50 000 руб., выбор турбоверсии может быть продиктован любыми соображениями, но только не экономическими.

К тому же, опыт эксплуатации показывает, что далеко не все передовые технологии беспроблемны. Например, многие бензиновые моторы с непосредственным впрыском и «турбодопингом» оказались капризными и малоресурсными. На вторичном рынке об этом уже знают, поэтому оснащенные ими автомобили сильно теряют в цене. То есть, сначала надо переплатить при покупке, а потом потерять при перепродаже…

Поэтому погоня за экономией на топливе далеко не всегда приносит выгоду.

В следующий раз поговорим о том, как на стоимость владения влияют транспортный налог и расходы на техническое обслуживание.

Александр Конов, эксперт по выбору автомобилей

Опрос
Стоит ли досрочно пускать за руль лишенных прав водителей?
Да
Нет
4 комментария
ПДД онлайн Билет 34, вопрос 10
Кто из мотоциклистов занял правильное положение на полосе движения?
Только мотоциклист, занимающий правое положение на полосе движения.
Только мотоциклист, занимающий левое положение на полосе движения.
Оба мотоциклиста.
Ответить