Советы автомобилистам

Что заставило ГИБДД карать за незаконный тюнинг

6 июля 2016
≈ 15 минут
100 294 просмотра

Технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств» вступил в силу шесть лет назад, в 2010 году. Техрегламент Таможенного союза действует с 1 января 2015 года. Оба эти документа запрещают эксплуатацию незаконно переоборудованных транспортных средств. Почему же нападки на владельцев и водителей автомобилей с нештатным оборудованием начались только теперь?

Форумы и социальные сети получили новую тему для обсуждения: участившиеся на дорогах случаи проверок сотрудниками ГИБДД тюнингованных транспортных средств. После задержания на водителей и их машины, в случае если изменения не были согласованы, составляется протокол об административном нарушении (часть 1 статьи 12.5 КоАП РФ), что грозит штрафом 500 рублей, либо просто предупреждением. Это лучший вариант развития событий. Инспектор ГИБДД имеет право потребовать вернуть транспортное средство в первоначальный вид. Если водитель заартачится, то, согласно статье 19.3 КоАП, за невыполнение требований полицейского его могут арестовать. Ещё один вариант – прекращение регистрации автомобиля, к которому в этом году ГИБДД прибегла уже более 600 раз.

Странно то, что более пристальное внимание ГИБДД (об облавах и спецрейдах речи не идёт) к незаконно переоборудованным автомобилям проявилось только теперь. Виной ли тому новый технический регламент и постановление Правительства РФ от 23.10.1993 г. №1090 (ред. от 21.01.2016 г.) «О Правилах дорожного движения» и «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», либо катализатором послужил приказ МВД №1123 от 22 декабря 2014 года? Приказов и новых редакций много, и во всём этом стоит разобраться.

С постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 г. №1090 всё более-менее понятно – оно редактируется по несколько раз в год (новая редакция внесена 30 июня этого года). Январская редакция примечательна тем, что она усложнила процедуру внесения изменений в конструкцию транспортных средств, которая и до того лёгкостью не отличалась. Теперь же добавились:

- возможность отказа Технадзора в регистрации машин с внесенными изменениями без объяснений причин, даже при наличии одобрения из НАМИ;

- двукратное обращение в НАМИ и Технадзор – до и после внесения изменений;

- собственно, необходимость демонстрировать ТС до и после изменений, что затратно по времени;

- немалая стоимость оформления изменений (при самостоятельном оформлении на это уходит около 11 600 рублей, из которых 9 000 – в НАМИ (запомним этот факт));

- установка чего бы то ни было исключительно в сертифицированных техцентрах.

В данный момент за упрощение процедуры внесения изменений в конструкцию транспортных средств собираются подписи в интернете.

Приказ МВД №1123 от 22 декабря 2014 года «О признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России и отдельных предписаний нормативных правовых актов МВД России» отменяет целый ряд прежних приказов МВД:

- приказ МВД России от 7 декабря 2000 г. N 1240;

- приказ МВД России от 19 марта 2004 г. N 187;

- пункт 4 приказа МВД России от 19 февраля 2007 г. N 167 .

- сноску «3» к абзацу 6 пункта 82 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденного приказом МВД России от 2 марта 2009 г. N 185;

- подпункт 51.2 Перечня изменений, которые вносятся в Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденный приказом МВД России от 2 марта 2009 г. N 185 (приложение к приказу МВД России от 13 августа 2012 г. N 780).

Главное здесь – отмена приказа №1240. Он был лоялен к сертификаторам и позволял заниматься сертификацией даже индивидуальным предпринимателям. Это провоцировало узкую специализацию: кто-то ставил и оформлял «музыку», кто-то – обвесы и лебёдки и так далее.

По статистике «Комерсанта» за последние 10 лет свои машины переоборудовали около 1 млн россиян. И это только те «переделки», которые можно подсчитать, ведь многие тюнингуют автомобили своими силами. Несложно догадаться, насколько обширен этот рынок. Нынешние действия, а точнее переход от слов к действиям, буквально убивает этот бизнес. Владельцы тюнинг-центров и поставщики оборудования говорят о 50-процентном спаде продаж. То есть в 2014 году приказом МВД №1123 были отсечено подавляющее большинство сертификаторов, а в начале этого года процедура сертификации была предельно усложнена редакцией постановления Правительства РФ от 23.10.1993 г. №1090. В результате на рынке останутся только крупные организации, которые могут провести техэкспертизу любого узла и агрегата автомобиля, такие, как НАМИ, получающие по 9 тысяч с каждой переделки каждого автомобиля. Процедуру регистрации изменений в ТС, может быть, благодаря сбору подписей, упростят, но рынок к тому времени (а именно количество игроков на нём) существенно сократиться. Никто из опрошенных нами экспертов не хочет делать официальных заявлений, что вполне понятно, но в неформальной беседе однозначно указывают на передел рынка: рубя с плеча, убить любую инициативу (запретить всё и вся), и затем отпустить вожжи (например, разрешив не предъявлять ТС до и после переоборудования), возродив спрос, который перекинется на оставшихся игроков.

Под угрозой оказались развитие инженерного искусства в стране и технических видов спорта, а также производство автокомпонентов и малый бизнес. Чтобы этого избежать, необходимо изменить процедуру внесения изменений в конструкцию ТС, упростив ее и исключив лишние действия, отменить необходимость внесения изменений, если устанавливаемое оборудование имеет лицензию/сертификат от производителя и уже одобрено к использованию, а также разделить на категории вносимые изменения, выделив в особую группу оборудование, установку которого оформлять не нужно.

А пока рынок медленно умирает в угоду, как можно предположить, чьим-то будущим доходам.

 

Автор: Александр Хлынов

Фото: rm-tuning.ru 

 

Нравится Авторамблер? Подпишитесь на нас во ВКонтакте и Facebook.

Опрос
Поддерживаете ли Вы предложение отменить полисы ОСАГО?
Да
Нет
43 комментария
Quto
ПДД онлайн Билет 16, вопрос 15
Вы намерены повернуть налево. Кому следует уступить дорогу?
Обоим транспортным средствам.
Только легковому автомобилю.
Только автобусу.
Ответить