Фан
13 января в 19:27

Почему у одних машин руль расположен слева, а у других - справа?

Для отечественного автомобилиста словосочетание "правый руль" неразрывно связано с японскими машинами, неудобствами при обгоне на трассе, "распилами", "конструкторами" и другой романтикой, которая нередко сопровождает JDM-культуру на чужбине. Но какой руль появился раньше и уместно ли шутливо-пренебрежительное высказывание "хороший руль левым не назовут"?

Сфера распространения "леворулек" и, соответственно, правостороннего движения, несоизмеримо шире, чем у машин с правым расположением важнейшего органа управления. В настоящее время примерно 66% жителей Земли ездит по правой стороне дороге, да и 72% всех дорог планеты правосторонние. Великобритания, Ирландия, Кипр, Мальта, Австралия, Новая Зеландия, Япония, а также британские территории, например, Британские Виргинские острова, Фолкленды, остров Мэн, Каймановы острова – вот лишь малая часть списка "зеркальных" государств. В массовом сознании правый руль представляется в первую очередь островным явлением, что совершенно ошибочно. Традиция сохраняется и на континентальных территориях, например, в Индии, Пакистане, Бангладеш, Непале. ЮАР, Зимбабве. К слову, именно водители Индии, Пакистана и Индонезии делают праворульную статистику – 34% набирается в первую очередь благодаря этим странам.

Красным цветом обозначены страны с привычным нам правосторонним движением. А синим — левосторонние

В абсолютных числах последователи правого руля глобально "проигрывают", но при этом имеют в рукаве исторический козырь с правом первенства. Известно, что древние римляне были "праворульщиками". Об этом свидетельствуют археологические находки, среди которых монета, датированная 50 г. до н.э. – 50 г. н.э., с изображенными двумя всадниками, разъезжающимися по левой стороне дороги. Многие историки полагают, что левосторонняя традиция зародилась именно воинами, ездящими верхом – правая "боевая" рука со стороны встречного, который мог оказаться противником, выступала для них принципиально важным обстоятельством. Для гражданских многоместных экипажей "праворульная" организация движения, казалось бы, тоже удобнее – кучер нечаянно не огреет хлыстом пассажира.

Впрочем, существует мнение о преувеличенности роли воинов в формировании движения по левой стороне. И тогда возникает логичный вопрос, почему массово и стихийно сложилась правосторонняя схема? Здесь свою роль, очевидно, сыграли особенности человеческой физиологии вкупе с удобством управления экипажами, запряженными несколькими лошадьми – обычно правая рука сильнее и именно ей удобнее "рулить" огромными мощными животными, направляя их вправо для разъезда со встречными. Что касается России, то у нас правостороннее движение сперва сформировалось естественным образом, а в 1752 году было закреплено законодательно, указом императрицы Елизаветы Петровны.

typical-moscow.ru

Очень интересно "праворульное" движение зародилось в Японии и Великобритании. Традиция сформировалась в Стране восходящего солнца еще в начале XV века и, как принято считать, ее вынужденными основоположниками стали самураи, носившие меч с левой стороны. На узких гористых дорожках неудачный разъезд со встречным и касание холодным оружием могло вылиться в никому не нужную стычку с совершенно очевидными последствиями.

На счет владычицы морей и главного мирового поборника левостороннего движения в мире существует занимательная, хотя и оспариваемая гипотеза. Бытует мнение о влиянии морских правил, предписывавших обходить встречное судно с левой стороны. Не исключается и римское влияние, которое оставило свой значительный след на Британских остовах. Как бы то ни было, правило ездить по левой стороне дороги закрепили в соответствующем законе 1756 года. За нарушение полагался штраф в размере фунта серебра.

Вы удивитесь, но Швеция долгое время оставалась страной с левосторонними дорогами. Так продолжалось до Дня "Н", наступившего 3 сентября 1967 года – в 4:50 утра все транспортные средства должны были остановиться и сменить сторону движения. В 2009 году Самоа поменяла транспортную схему, поскольку большинство автомобилей в этой стране имеют руль справа. Не об этом ли мечтает российский Дальний Восток?

День "Н", Швеция

smartage.pl

Кстати, правый руль отметился и на 24-часовом марафоне в Ле-Мане. На старт легендарной гонки выходили машины, чье расположением штурвала выглядело "неправильным" в леворульной Франции. В их числе были такие легенды как Ford GT40 и Porsche 962. Но тому есть вполне логичное объяснение – большинство поворотов на автодроме правые, и пилоту, сидящему, соответственно, справа, проще переносить перегрузки.

Разумеется, возникает еще один закономерный вопрос – каково это ездить справа при правосторонней организации движения? Опасно ли это и насколько неудобно? Если вкратце, то нюансов есть и немало, но жить можно. Об этом – в одном из наших следующих материалов.

Подписывайтесь на нас в Facebook и Вконтакте!