Войти в почту

Производители автомобилей сообщили о приостановке отгрузки новых машин

Автопроизводители сообщили, что пока не будут поставлять новые машины российским дилерам. В ближайшее время цены вырастут минимум на 20%, оценивают участники рынка.

Участники автомобильного рынка ожидают роста цен на 20%
© Антон Новодережкин/ТАСС

C четверга, 24 февраля, отгрузки приостановили Audi, по словам экспертов, такое же заявление последует от BMW, Mercedes и Volkswagen. Несколько крупных дилеров сообщили Forbes, что поставки в Россию прекратят концерны Jaguar Land Rover и Stellantis, который производит Peugeot, Citroеn и Opel. Сразу после публикации в Stellantis опровергли эту информацию, но ранее глава компании заявил, что концерн готов перенести завод в Калужской области из России или сократить объемы производства из-за санкций.

В Renault тоже сообщили, что российские заводы, на которых собирают в том числе отечественные Lada, могут перестать работать из-за нехватки запчастей. Россияне могут остаться вообще без новых европейских автомобилей, но запчасти вряд ли исчезнут с рынка, считает автоэксперт Артем Бобцов:

«Вариант развития событий — будут введены прямые правительственные рестрикции на поставку в Россию запчастей в высокотехнологичных отраслях, в первую очередь это автомобилестроение и самолеты. Таким образом, мы окажемся в ситуации, когда нам перестанут поставлять не только автомобили, но и запчасти к автомобилям, которые сейчас мы используем. В текущем моменте это очень вероятно. Сейчас все-таки эмоции у всех, достаточно почитать западную прессу, чтобы понять, что там эмоциональный накал чрезвычайно высокий. К тому же это не какая-то критическая точка в части объема продаж. Тот же Stellantis продает в России считаные тысячи автомобилей. Если он это перестанет делать, он сделает довольно неприятно российским автомобилистам, но при этом сам почти никак не пострадает, потому что в его бизнесе доля России — это доли процентов. Но так как клиенты все-таки их автомобили уже выбрали, запчасти будут ограничивать, наверное, в последнюю очередь, чтобы рядовые автомобилисты, владельцы автомобилей этих марок не пострадали. К счастью, с запчастями все-таки здесь чуть проще, чем с самими новыми автомобилями. Например, Турция — на сегодняшний день крупнейший производитель запчастей для машин, которые в России продаются и выпускаются. Я думаю, что они смогут заменить какую-то часть».

Эксперты отмечают, что производители приостанавливают поставки, чтобы пересмотреть цены. Они вырастут из-за того, что геополитическая ситуация обостряется, рубль падает, а логистика усложняется, говорит директор по развитию дилерского бизнеса холдинга «Максимум» Александр Кустов:

— Если машина уже собрана, доставить ее с завода до дилерского предприятия — это не большая проблема, мы от этого не страдали. В первую очередь проблема с доставкой комплектующих на завод. Машина уже практически собрана, но не хватает двух-трех комплектующих, без которых машину не отправить дилеру, из-за этого возникает проблема, автомобили простаивают на складах при заводах уже практически в собранном состоянии, но не могут быть отправлены дилерам.

— Еще будут дорожать?

— Это как игра в рулетку. Вы видели, наверное, что сегодня происходило с ростом курса рубля.

— Российских автомобилей это тоже коснется?

— Часто бывает, что российские автомобили производятся из иностранных компонентов, даже нашего рынка, такие как АвтоВАЗ. Но быстро найти аналоги внутри России, я думаю, что этого почти не произойдет.

По мнению участников рынка, автосалоны могут неофициально прекратить продавать некоторые модели в России из-за неопределенной геополитической ситуации. При этом дилеры утверждают, что в наличии есть и новые, и подержанные автомобили, ажиотажа в автосалонах России нет.