svg_twitter copy Created with Sketch Beta. Fill 1 Copy Created with Sketch Beta. Fill 1 Copy 2 Created with Sketch Beta. Page 1 Created with Sketch Beta. Group Created with Sketch Beta. Group 41 Copy Created with Sketch. Видео
Советы автолюбителям

Защита от угона. Кому нужна ваша машина?

7 января, 04:20
15 минут

Вся правда о том, почему похищают популярные и не очень автомобили

После выхода материала о стоимости владения мы получили множество отзывов, большинство из которых сводятся к тому, что страхование КАСКО – неоправданно дорогая статья расходов. Что дешевле защитить машину от угона или купить неугоняемую модель, нежели тратиться на КАСКО.

Что ж, давайте разберемся, кто, для каких целей и каким образом совершает угоны, и можно ли от них защититься. А также выясним, только ли угон угрожает владельцу автомобиля и узнаем, как минимизировать потери от возможных неприятностей.

Просто покататься

В советские времена автомобили угонялись в основном для этого. Не имея возможности ездить на собственной машине, многие готовы били прокатиться на чужой – особенно по юности волосатой. Тем более, что автомобили тех времен можно было угнать без труда. Однако сегодня угоны по пьянке и хулиганке стали большой редкостью. Почему – узнаете в следующем материале.

Продажа по подложным документам

Угоны с этой целью совершались всегда. Схема такова: на угнанном автомобиле изменяется идентификационная маркировка, после чего под нее фабрикуются документы, и машина "выпускается в обращение". Однако легализовать в России автомобиль с липовыми документами с каждым годом становится все сложнее, поэтому большинство таких "нелегалов" уходят "на экспорт" в страны ближнего и дальнего зарубежья.

Дорогие немецкие автомобили на криминальном рынке не жалуют из-за того, что после изменения VIN их эксплуатация становится весьма затруднительной. Сложнейшая электроника постоянно требует проведения удаленной диагностики и загрузки обновлений путем соединения с заводским сервером. Если он обнаружит несуществующий VIN или несоответствие ранее загруженного ПО данным автомобиля, может заблокировать передачу обновлений или вовсе обнулить софт в машине. И тогда автомобиль превратится в "недвижимость"…

Для реализации по подложным документам угоняются в основном новые экземпляры престижных и уважаемых во всем мире моделей, за которые можно выручить хорошие деньги. Но если 10-15 лет назад на такие машины приходилась львиная доля угонов, то сегодня они уже не доминируют. Криминальный бизнес нашел другие способы заработка на угонах, и сегодня в сферу его интересов входят не только новые "Кайены"…

Зачем восстанавливать…

Один из них – угоны машин-двойников под имеющиеся легальные документы на автомобили, разбитые под списание или уничтоженные стихией. Когда незастрахованный по КАСКО автомобиль попадает в серьезное ДТП, в котором нет виновника-ответчика, многие поначалу думают: авария не угон - восстановим. Потому, что не представляют себе, во что обойдется качественный ремонт и каким будет результат бюджетного восстановления.

Чтобы товарный вид, геометрия, коррозионная стойкость, жесткость и пассивная безопасность кузова после серьезной аварии остались близкими к заводским, машину надо восстанавливать строго по технологии автопроизводителя, что очень дорого.

Популярность японских автомобилей на криминальном рынке объясняется их надежностью, простотой изменения идентификационной маркировки и отсутствием проблем с обслуживанием после этого. Их электроника капризничает редко, а если и возникает необходимость ее диагностики или перезаписи софта, удаленного соединения с заводом для этого обычно не требуется.

Допустим, трехгодовалый автомобиль стоимостью 1 400 000 руб. получил повреждения, сопоставимые с последствиями фронтального краш-теста с 40-процентным перекрытием по методике EuroNCAP. При котором срабатывают одноразовые системы пассивной безопасности, разрушается или серьезно страдает силовой агрегат, и сильно нарушается геометрия кузова. Качественный ремонт после такой аварии обойдется в 1 200 000-1 800 000 руб. в зависимости от того, где его производить и где покупать запчасти.

Вкладывать пусть даже 1 200 000 руб. в ремонт автомобиля стоимостью 1 400 000 руб. нет никакого смысла. Поэтому почти все восстановленные после серьезных ДТП автомобили отремонтированы за гораздо меньшие деньги по технологии "на продажу". При которой сработавшие подушки и преднатяжители ремней выкидываются, деформированные силовые элементы кузова вытягиваются или отрезаются и свариваются в стык (что категорически запрещено), наружные панели выравниваются шпаклевкой, а вместо сломанного заводского крепежа используются саморезы, проволока и т.п.

Чтобы понять, чем различаются замененный и вытянутый силовые элементы кузова, возьмите лист бумаги, скрутите его в трубочку и заклейте скотчем, чтобы не раскручивался. После чего ударом с торцов сложите трубочку в гармошку, запомнив, какое усилие для этого потребовалось. Затем вытяните трубочку до исходной формы и посмотрите, как изменилась ее жесткость. Если после этого повторно ударить трубочку с торцов, усилие уже не потребуется – бумага легко сложится по заломам, оставшимся от первой деформации. Металл вытянутого лонжерона ведет себя также…

Результатом такого "ремонта" становится муляж автомобиля, который внешне выглядит нормально и даже как-то ездит. Но только почему-то быстро "жрет" резину, а при проезде неровностей скрипит и осыпается кусками шпаклевки. Если же еще раз попадает в ДТП, уже не поглощает энергию удара, а складывается как карточный домик…

…когда можно подменить

То есть, восстанавливать сильно битый автомобиль в любом случае бессмысленно. Вместо качественного ремонта выгоднее продать машину битой и купить другую. А после ремонта "на продажу" машиной и самому лучше не пользоваться, и если продать ее без посредника, от покупателя бегать придется. То же самое касается "утопленников" и "погорельцев".

Убедившись в бессмысленности восстановления, одни продают машину как есть, а другие начинают "искать варианты". Специалисты "обмен-сервиса" свои услуги обычно не рекламируют, но если инициатива исходит от заказчика, находятся быстро, и делают предложение, от которого трудно отказаться. Мало того, что небитый двойник обходится примерно в стоимость ремонта "на продажу", так еще и часть потраченных на него денег возвращается, поскольку в "пакет услуг" обычно входит выкуп битой машины на запчасти.

Качественный подбор двойника подразумевает точное попадание не только в цвет и комплектацию оригинала, но и в фазу рестайлинга. Например, если инспектор ДПС является владельцем пятилетнего Volvo-XC90, год выпуска этой модели он может определить даже внешне.

Например, если под списание разбит четырехлетний Volvo XC90 2,5Т, угонщики в Москве или Питере будут искать ХС90 того же цвета, комплектации, с тем же мотором и той же фазы рестайлинга. После чего на двойника переносится вся идентификационная маркировка "оригинала", включая расклеенные по кузову стикеры и записанный в электронных блоках VIN. Желательно, чтобы идентификационная табличка (если она металлическая) и кузовная деталь с выбитым на ней VIN были оригинальными, а сделать точные копии наклеиваемых табличек при современных возможностях полиграфии - не проблема.

Если подбор двойника, удаление с него особых примет и перенос маркировки выполнены тщательно, заказчик может пользоваться им достаточно безопасно. Главное – не продавать такую машину непосвященному в подлог покупателю и не производить с ней регистрационных действий в ГИБДД.

Однако в последнее время двойники все чаще сбываются "в темную". Мошенники скупают разбитые под списание машины у страховых компаний, которые продают их вместо того, чтобы утилизировать вместе с документами. После чего делают подмену, и от имени подставных владельцев продают на рынке. Ничего не подозревающий покупатель успевает доехать максимум до регистрационного отдела ГИБДД…

Причем если раньше двойники попадались в основном среди дорогих машин, то сейчас встречаются даже среди "Крузов" и "Солярисов". В кризис криминальный бизнес не гнушается и малыми заработками…

Откуда запчасти на разборках?

Самый же выгодный и безопасный способ реализации угнанного автомобиля – продажа его по запчастям. Поэтому угоны под разбор стремительно набирают популярность и по своей массовости сегодня уже доминируют над всеми остальными видами угонов.

Владелец хорошо сохранившегося "Фокуса-II" рискует лишиться автомобиля даже больше, чем хозяин новой Мазды-3. Свежие и застрахованные по КАСКО "матрешки" на запчасти пока не угоняются, а вот огромная армия владельцев вторых "Фокусов" детали покупает на разборках. Там они, угнанные, и растворяются…

Автомобили новых моделей для этих целей не угоняются. Спрос на дешевые б/у запчасти появляется после того, как парк машин данной модели изнашивается и переходит в руки вторых-третьих владельцев, у которых нет денег на КАСКО и новые запчасти. Например, под разбор до сих пор угоняется "Focus" второго поколения, который уже шесть лет как не выпускается…

Малая популярность модели также не является защитой от угона. Если по стране ездит хотя бы тысяча редких Renault Latitude (многие спросят: что это за машина?), на разборках должны постоянно присутствовать два-три экземпляра. И не беда, что заднее крыло от "Латитьюда" лежит в одном городе, а покупатель ищет его в другом. Главное, чтобы он обратился на любую реношную разборку, а там знают, где надо искать…

Владеть массовой бюджетной моделью, да еще и популярной в такси, опасно вдвойне. Дешевые б/у запчасти для нее нужны как малообеспеченным частникам, у которых нет денег на КАСКО, так и таксистам…

А уж если данная модель стала популярной в такси, то она попадает в зону особого риска. При такой работе машины постоянно бьются и очень быстро изнашиваются, поэтому "таксерные" модели угоняются на запчасти постоянно и растворяются на разборках моментально до последнего винтика…

Многие спросят: а зачем машины под разбор угонять – можно ведь покупать битые. Можно. Но только "битье" в России стоит неоправданно дорого, а пригодных для продажи деталей с него много не возьмешь. Поэтому аварийные машины с "чистыми" документами приобретаются в основном для прикрытия – чтобы нагрянувшей полиции можно было объяснить происхождение деталей. Однако под каждую легальную машину через разборку проходит три "цельнотянутых"…

Неугоняемых автомобилей не существует

Надеяться на то, что подержанные автомобили и редкие модели не угоняют – это самообман. По мере расширения и старения российского парка иномарок криминальный спрос появляется на все, что ездит по дорогам. Причем если в качестве двойника или донора запчастей угонщики ищут автомобиль с определенными параметрами, хозяин редкой машины рискует даже больше, чем владелец массовой модели.

Например, почти все Camry - черные 2,5-литровые, поэтому криминальный спрос приходится в основном на эту модификацию. Поскольку черная 2,5-литровая Camry есть практически в каждом дворе, угонщики могут пройти мимо вашей машины и взять другую.

Вы думаете, такой автомобиль никому не нужен? Для продажи по подложным документам его едва ли угонят. Но если мошенники по дешевке купят "чистые" документы на разбитый под списание C4 Picasso, под них будут искать не Cayenne, а точно такой же автомобиль. Вернее, найдут еще до покупки документов...

А вот если им нужен дизельный темно-синий Citroen C4 Picassso, второго такого же может не найтись во всем городе. А значит, единственный дизельный темно-синий Picasso можно считать обреченным – угонщики найдут его по регистрационной базе ГИБДД. И когда он "уедет", вам едва ли будет легче от того, что C4 Picassso считается неугоняемой моделью…

При этом не приходится надеяться на то, что угнанную машину можно будет найти брошенной или разбитой. Сегодня угоны перестали быть адреналиновой забавой и окончательно превратились в бизнес, которым занимаются исключительно профессионалы. О том, как они это делают, узнаете в следующем материале.

Александр Конов, эксперт по выбору автомобилей

Хотите еще больше новостей, фото и видео об автомобилях? Подписывайтесь на нас в Facebook, Вконтакте, YouTube.