Советы
31 января в 14:38

Техосмотр автомобиля, диагностическая карта и ОСАГО: одно без другого невозможно?

Фото: РИА "Новости" / Константин Чалабов

Ответ на вопрос очевиден – это документ, который большинство российских автомобилистов покупает раз в год. А если подробнее? Давайте разберемся, что такое диагностическая карта и всегда ли она нужна при оформлении полиса ОСАГО.

Готовы поспорить, что очень многие автомобилисты с трудом представляют о смысловой нагрузке и содержании диагностической карты, равно как и смутно ведают о санкциях за ее отсутствие.

О чем говорит диагностическая карта

Раньше под лобовое стекло вешали талон, свидетельствующий о прохождении процедуры, широко известной в России как "покупка техосмотра", а сейчас его заменила диагностическая карта. Класть ее под стекло не получится – она представляет собой не маленький клочок бумаги, а лист формата А4.

Подробности о диагностической карте изложены в федеральном законе "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Этот документ содержит информацию о работах, сделанных в рамках процедуры технического осмотра транспортного средства и выдается владельцам для предъявления в страховой компании при покупке полиса ОСАГО.

РИА "Новости" / Виталий Аньков

А именно: "Диагностическая карта содержит заключение о соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств. Диагностическая карта, содержащая заключение о возможности эксплуатации транспортного средства, должна содержать срок ее действия, а диагностическая карта, содержащая заключение о невозможности эксплуатации транспортного средства, – перечень не соответствующих обязательным требованиям безопасности транспортных средств выявленных неисправностей".

В большинстве случаев ничего "криминального" в сведениях не содержится. Думаем, не нужно объяснять, почему. Но, если ваш автомобиль не смог пройти техосмотр, то вам надлежит устранить все проблемы и неисправности и вернуться на пункт осмотра для получения диагностической карты.

РИА "Новости" / Виталий Аньков

Карта составляется в письменной форме в двух экземплярах и в форме электронного документа. Один из экземпляров диагностической карты, составленной в письменной форме, выдается владельцу транспортного средства или его представителю, другой хранится у оператора технического осмотра в течение не менее чем три года. Диагностическая карта, составленная в форме электронного документа, направляется в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра и хранится в ней в течение не менее чем пять лет.

Можно ли купить страховой полис ОСАГО без диагностической карты

На самом деле приобрести полис "автогражданки" без карты на законных основаниях вполне реально, но лишь в некоторых случаях. Вариант первый. Это возможно, если с момента выпуска автомобиля прошло не более трех лет – таким экземплярам техосмотр не требуется. А страховка, соответственно, оформляется без прохождения процедуры.

О трехлетнем сроке сказано в части 2 статьи 15 Федерального закона от 01.07.2011 года № 170 – ФЗ: "Не требуется проведение технического осмотра в первые три года, включая год выпуска, в отношении следующих транспортных средств (за исключением транспортных средств, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 настоящей статьи): (в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 131-ФЗ) 1) легковые автомобили; (в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 131-ФЗ) 2) грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет до трех тонн пятисот килограмм; 3) прицепы и полуприцепы, за исключением транспортных средств, указанных в части 4 статьи 32 настоящего Федерального закона; (в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 131-ФЗ) 4) мототранспортные средства".

РИА "Новости" / Алексей Мальгавко

Вариант второй, своеобразный и не для каждого. Дело в том, что владелец транспортного средства, не имеющий диагностической карты, может приобрести полис на 20 дней в случае перегона к месту регистрации или для перемещения к месту проведения техосмотра. Вот, что сказано в части 3 статьи 10 Федерального закона от 25.04.2002 года № 40 – ФЗ: "Владелец транспортного средства вправе заключить договор обязательного страхования на не превышающий 20 дней срок при отсутствии документов, указанных в подпункте "е" пункта 3 статьи 15 настоящего Федерального закона, в случае:

а) приобретения транспортного средства (покупки, наследования, принятия в дар и тому подобного) для следования к месту регистрации транспортного средства. При этом владелец транспортного средства до его регистрации обязан заключить договор обязательного страхования на один год в соответствии с положениями пункта 1 настоящей статьи.

б) следования к месту проведения технического осмотра транспортного средства, повторного технического осмотра транспортного средства".

Каков срок действия диагностической карты техосмотра?

При смене владельца автомобиля карта продолжает действовать. Срок действия карты зависит от возраста автомобиля. Как было сказано выше, в первые три года с момента выпуска транспортного средства техосмотр и, соответственно, наличие диагностической карты не требуется. На машинах в возрасте от трех до семи лет техосмотр проходят каждые 24 месяца. Если автомобиль старше семи лет, процедуру следует проходить каждые 12 месяцев.

Штраф за покупку диагностической карты

Российские власти периодически пытаются навести порядок в сфере техосмотра и очередной шаг был сделан в июле 2019 года. Нижняя палата приняла закон, который увеличивает штрафы за выдачу и приобретение фальшивых карт техосмотра и езду без них. За езду без оформленной диагностической карты накажут не 500-800 рублями как сейчас, а 2 тысячами рублей. Контроль планируется передать дорожным камерам, которые могут наказывать только один раз в сутки.

РИА "Новости" / Александр Кряжев

Согласно новшеству, покупка карт без фактического предоставления автомобиля на техосмотр, будет грозить штраф от 5 тысяч до 10 тысяч рублей. Для должностных лиц санкции окажутся еще суровее – от 30 тысяч до 50 тысяч рублей. Ну а юридические лица, согласно законопроекту "попадут" на 200 тысяч – 300 тысяч рублей.

Повторное нарушение в области техосмотра будет стоить гражданам от 10 тысяч до 20 тысяч рублей, должностным лицам – дисквалификация на срок от одного года до трех лет, а юридическим лицам – штраф от 300 тысяч до 500 тысяч руб. Закон вступит в силу по истечении года после дня его официального опубликования, говорится в документе.

Подписывайтесь на нас в Facebook и Вконтакте!

Материалы по теме