svg_twitter copy Created with Sketch Beta. Fill 1 Copy Created with Sketch Beta. Fill 1 Copy 2 Created with Sketch Beta. Page 1 Created with Sketch Beta. Group Created with Sketch Beta. Group 41 Copy Created with Sketch. Видео
Советы автолюбителям

Шесть автомобильных привычек, которым стоит поучиться у европейцев

29 ноября, 17:18
13 минут

Передвигаться в Европе по местным дорогам гораздо приятнее, чем в России. И дело не только в качестве покрытия

Если вы когда-либо путешествовали на автомобиле по Европе, то наверняка замечали, что передвигаться по местным дорогам гораздо приятнее, чем в России. И дело не только в качестве покрытия.

Разумеется, глупо отрицать гигантскую пропасть в качестве инфраструктуры между Россией и странами Европы. Но есть и другие особенности – поведенческие. О них и поговорим.

Некоторые шаблоны поведения человека за рулём напрямую диктуются нам ПДД. Например, все знают, что нельзя проезжать на запрещающий сигнал светофора, обгонять через двойную сплошную линию разметки или, скажем, садиться за руль пьяным. А есть и такие, которые правилами не прописаны, но при этом их многие выполняют. Скажем, поблагодарить другого водителя, если он тебя пропускает.

В нашем сегодняшнем материале будут примеры и тех и других шаблонов. Но независимо от того, предписывают такое поведение ПДД или это – особенность автомобильной культуры, выполнение данных пунктов значительно повышает комфортность передвижения по дорогам и даже может спасти жизнь. Примечательно, что для воплощения в жизнь всех этих пунктов не требуется многомиллионных вложений в инфраструктуру или сложных действий госструктур. Их абсолютно возможно реализовать и в России! Самое главное – нужно желание, причем не только "верхов", но и простых водителей. Итак, чему же стоит поучиться российским автомобилистам у европейцев?

Держаться правее

Каждый, кто заканчивал автошколу, помнит железное правило: левый ряд существует только для обгона и поворота налево. Единственное исключение – езда в населенном пункте. Но и в этом случае стоит различать обычную улицу и, например, магистрали, отмеченные знаком 5.3 ("Дорога для автомобилей"). Скажем, в Москве к таким дорогам относятся МКАД и Третье транспортное кольцо.

И все же в России правило "держаться правее" соблюдают очень неохотно. Даже на автомагистралях можно встретить автомобили, занимающие левый ряд без нужды. А вот в Европе – совсем другое дело: водители перестраиваются вправо сразу же, после завершения обгона, даже если из левого ряда их никто не "сгоняет". Это просто и понятно, а самое главное – улучшает обзорность для других водителей, и снижает количество ненужных хаотичных перестроений на дороге.

Любопытно, что летом 2016 года американское издание VOX выпустило небольшой видеоролик, в котором рассматривалась данная проблема. Судя по всему, проблема занятых левых рядов существует и в США. Причем в качестве примера правильного поведения водителей авторы видеоролика приводили именно Европу.

Коридор спасения

Почти все водители согласятся, что автомобили спецслужб с включенным проблесковым маячком и спецсигналом нужно пропускать, как это сказано в ПДД. Вот только как это правильно сделать? В России на многополосных дорогах спецтранспорт, как правило, ездит в левом ряду. Минус этого подхода заключается в том, что автомобилю, спешащему на вызов, приходится вытеснять другие машины, на что тратится драгоценное время. К тому же некоторые особо умные товарищи успевают пристроиться вплотную за спешащей "скорой".

А вот в Европе используется другой подход. На многих магистралях висит призыв к водителям в случае затора образовывать так называемый "коридор спасения" или "коридор безопасности" (Safety corridor, Rettungsgasse, Corridor de sécurité). Что же это такое? Всё очень просто. Если на трассе возникает пробка, то водители, стоящие в двух крайних левых рядах, оставляют между автомобилями несколько больший боковой интервал. В случае, если надо проехать спецтранспорту, он едет именно в этом промежутке между рядами. Само-собой, за автомобилем с "мигалкой" никто не пристраивается. Вот наглядный пример.

А вот как это выглядит из кабины автомобиля "скорой помощи".

Разумеется, перед тем, как начать реализовывать "коридор спасения" в России, было бы неплохо провести информационную кампанию, в которой водителям бы разъяснили, как правильно себя вести. И все же существенных препятствий для реализации этого правила на наших дорогах нет.

Резко затормозил? Включи аварийку!

Для чего используется аварийная сигнализация в России? Как правило, чтобы поблагодарить соседей по потоку, пропустивших водителя при перестроении. Ну, и, конечно, еще ей пользуются по прямому назначению — чтобы обозначить попавший в ДТП или сломавшийся автомобиль.

А вот в Европе аварийная сигнализация применяется в еще одном случае, о котором мало кто догадывается. Представьте: вы едете на машине на высокой скорости, и неожиданно на пути у вас возникает затор. Россиянин в такой ситуации просто снизит скорость вплоть до полной остановки автомобиля. А вот европеец еще дополнительно предупредит соседей по потоку миганием "аварийки".

Почему этой автомобильной привычке важно научиться и нам? Всё очень просто – таким способом можно снизить риск наезда сзади на стоящие в пробке автомобили. Многие ошибочно не считают такой тип ДТП серьезным, и совершенно зря. А вот немецкий клуб ADAC уже даже провел соответствующий краш-тест, наглядно показав, что будет, если в пробку на полном ходу влетит грузовик.

Хотите этого избежать? Нет ничего проще: включите аварийную сигнализацию в случае экстренного торможения. Кстати, во многих дорогих автомобилях эту работу выполняет электроника в случае, если вы слишком сильно нажмете на тормоз.

Соблюдай дистанцию… в пробке!

О необходимости держать дистанцию до впереди идущего транспорта россияне знают. Но мало кто догадывается, что, если применить эту тактику во время пробки, протяженность затора можно уменьшить собственными силами! Почему это возможно? Всё очень просто!

Довольно часто пробки возникают не из-за реальных препятствий или бутылочных горлышек, но просто от того, что водитель по той или иной причине вынужден нажать на тормоз, после чего по цепочке начинают тормозить все, кто едет следом. Такой причиной могут быть, например, другие автомобилисты, резко перестраивающиеся в потоке. Или просто впереди идущий автомобиль, к которому водитель подъехал чересчур близко.

Чтобы таких ситуаций не возникало, в Европе в заторах ездят несколько по-другому, чем у нас. Во-первых, избегают лишних перестроений в потоке — едут в занятом ряду, а не "скачут" из полосы в полосу. Во-вторых, после остановки принято стартовать не сразу, как погасли стоп-сигналы у впереди стоящего автомобиля, а примерно через 1-1,5 секунды, давая ему уехать вперед. За счет таких нехитрых правил скорость движения всего потока увеличивается, а сами заторы сокращаются.

Не сигналить на "зелёный"

Старая водительская шутка. Вопрос: что такое доли секунды? Ответ: это – время между загоревшимся зелёным на светофоре и раздавшимся сзади раздражённым сигналом. Увы, но зачастую у нас в этом анекдоте гораздо больше правды, чем шутки. В России принято сигналить зазевавшемуся водителю, что есть мочи! А уж если попался ученик автошколы, всё – пощады не жди…

Но кто-нибудь когда-нибудь задумывался, а зачем вести себя так агрессивно на дороге? Ведь по сути выигрыш во времени за счет таких действий составляет в лучшем случае несколько секунд, и уж точно не влияет на то, опоздаете вы на работу, или нет. Зато каждый подобный сигнал в спину зазевавшемуся водителю добавляет нервозности всем участникам движения. А если говорить об учениках автошколы, то поверьте на слово, услышав раздраженный звук клаксона, они скорее перепугаются, чем поедут быстрее.

Не сигналить на зелёный свет – очень важная культурная привычка, которой стоит поучиться у европейских водителей. Кстати говоря, согласно п. 19.10 российских ПДД, применять звуковой сигнал можно только для предупреждения водителей при обгоне вне населенных пунктов и для предотвращения ДТП. Так что сигналить на светофоре — это еще и нарушение правил.

Жилеты при ДТП

Но, допустим, случилось ужасное, и водитель попал в ДТП. Как в таких случаях ведут себя россияне? Обычно люди выходят из машины, прямо на дороге начинают изучать повреждения, решать, что делать со страховой… В лучшем случае, кто-то из участников аварии вспомнит про необходимость выставить знак аварийной остановки, хотя, строго говоря, это – обязанность, прописанная в ПДД. А вот в Европе первое действие совершенно другое — надеть светоотражающий жилет! Причем надевают его, еще находясь в машине.

Почему это важно? Дело в том, что существует очень простое правило: чем заметнее пешеход, тем меньше вероятность, что его собьет автомобиль. А когда водитель выходит из-за руля, он автоматически превращается в того самого пешехода, который еще к тому же неожиданно для других автомобилистов оказался на проезжей части. Именно поэтому "у них", если авария произошла на автомагистрали, то все – и водители и пассажиры – ждут приезда полицейских за боковым отбойником. Но до этого момента все до единого надевают такую простую вещь как светоотражающий жилет, ведь он действительно может спасти жизни. Неудивительно, что в 2008 году в рекламной кампании по популяризации светоотражающих жилетов принял участие даже известный дизайнер Карл Лагерфельд.

Подведем итог. Многие правила, которые европейские водители соблюдают в повседневной жизни, довольно просты, не требуют многомиллионных вливаний из бюджета, никак не связаны с менталитетом или особенностями культуры. Кроме того, их совсем несложно соблюдать, главное – начать, и сделать так, чтобы о них узнало как можно больше людей. Например, поделившись этой статьей в соцсетях со своими друзьями.

Тимофей Исаев