Сезонные навыки: как правильно ездить на автомобиле зимой

В России холодный сезон длится почти пять месяцев. Именно в это время водитель должен быть вдвойне осторожным.

В России холодный сезон длится почти пять месяцев. Именно в это время водитель должен быть вдвойне осторожным. А еще иметь в запасе базовые знания зимнего вождения, о которых мы сегодня и поговорим.

Чтобы проверить их на практике, мы отправились на подмосковный полигон центра вождения Porsche Driving Center Russia. Спорткары тут оказались как нельзя кстати, ведь автомобили с избыточной мощностью более требовательны к водителю, а их управление зимой требует повышенной осторожности.

Думать как политик. На опережение

Уверен, что со стартом и ускорением практически ни у кого проблем не возникает, даже на спортивных машинах. Более того, все мы понимаем: чтобы делать это быстро, а главное, эффективно, нужно осознавать момент сцепления ведущих колес с дорожным покрытием и деликатно работать с акселератором. Лучший помощник в этом деле - индикатор системы стабилизации: если он начинает моргать, значит нужно ослабить давление на педаль газа. Повторюсь: нюанс-то простой, однако многие водители частенько забывают о нем.

Второй момент - баланс машины. “Помните, что при ускорении, торможении и повороте руля вес машины перераспределяется, тем самым меняя сцепление колес с дорогой и общее поведение машины”, - наставляет Олег Кессельман, шеф-инструктор центра вождения Porsche Driving Center Russia и чемпион России по кольцевым автогонкам.

Особенно наглядно усваивается упомянутый Олегом момент на “идеальном” зимнем покрытии (чистый лед, покрытый слоем утрамбованного снега) за рулем купе Porsche 911 Carrera S, которое весьма чувствительно к перераспределению массы из-за того, что ведущие колеса и мотор находятся позади пассажиров.

На небольшой скорости по прямой, конечно, ничего страшного не произойдет. Но если поднять ставки, увеличив ход и слегка повернув руль под сброс газа, становится понятно, почему на трассах "по прямику“ случается так много вылетов: задняя часть машины разгружается и начинает “плыть”. Причем чем выше и тяжелее машина, тем она быстрее дестабилизируется. Именно поэтому все действия (сброс газа, поворот руля, торможение) на скользкой дороге должны быть плавными и линейными.

Этот прием позволяет очень быстро проходить повороты на заднеприводном автомобиле.

Впрочем, если для обычных водителей перераспределение массы - опасность на скользкой трассе, то гонщики используют эту особенность во благо управляемости. В частности, на заднеприводном 911-ом, чтобы быстрее проходить повороты, передние колеса загружают торможением (или резким сбросом газа), затем на небольшой угол поворачивают руль в сторону поворота и интенсивным тычком газа доворачивают “задок” автомобиля внутрь виража. Я проверил. Действительно работает! К примеру, во время прохождения обыкновенной “змейки” из конусов этот прием позволяет вообще не использовать педаль тормоза. Главное - рулить на опережение, а газ открывать только после того, как машина начала поворачивать.

Быстрее тот, кто аккуратнее

...“Кууудааа? Смотри! Ты едешь наружу поворота! Слишком большая скорость на входе! - доносится из моей рации голос Олега. - В автоспорте и на обычной дороге действует один и тот же принцип: важно то, насколько быстро ты сможешь выстрелить из поворота, а не войти в него”.

Именно высокая скорость при подъезде к виражу - самая главная ошибка на скользкой дороге. Поэтому зимой нужно тормозить заранее. При этом замедляться стараться размеренно: слишком быстрое торможение провоцируют блокировку колес, а зачастую и “поцелуй” от машины позади.

Стремитесь по возможности учесть еще два момента. Во-первых, выбирать прямолинейную траекторию торможения, чтобы опять же лишний раз не играть в прятки с таким фактором, как перераспределение массы автомобиля. А во-вторых, следите, чтобы все четыре колеса находились на покрытии с одинаково хорошим сцеплением (матовая поверхность говорит о хорошем “зацепе”, а блеск - о наличии ледяной корки): если правая или левая пара колес будет находиться на скользком участке, то при ускорении или торможении есть большая вероятность потерять контроль над машиной.

Но, как говорится, никогда не ошибается тот, кто ничего не делает. К примеру, если промазали с замедлением, не бойтесь “топать” на педаль тормоза и под толчки системы ABS держать ее столько, сколько потребуется, в том числе и в самом повороте. За счет ESP, затяжного торможения и антиблокировочного помощника, который позволяет рулить автомобилем в торможении, скорее всего вы успеете компенсировать свою ошибку. Только в самом вираже не нужно поворачивать баранку на слишком большой угол: в противном случае передние колеса начнут скользить, а машина продолжит ехать наружу. И еще один нюанс: смотрите не на отбойник или столб, а туда, куда нужно приехать.

Если же говорить о действиях в самом повороте, то тут работают базовые знания: при сносе - постараться поставить передние колеса в прямое положение так, чтобы покрышки могли зацепиться за покрытие, а только потом повернуть (в экстремальной ситуации, поверьте, сделать это очень трудно). Если же “поплыла” задняя часть автомобиля, то повернуть руль в сторону заноса и, после того как машина начала распрямляться, вернуть передние колеса в прямое положение, чтобы избежать повторной дестабилизации. А вот при наличии ESP действует другой закон:  с включенной системой стабилизации нужно поворачивать руль туда, куда нужно уехать, поскольку работа ESP настроена таким образом, чтобы “вывозить” машину строго по направлению передних колес.

А что касается спортивного зимнего вождения, то скольжение - это инструмент, при помощи которого в поворотах получается ехать намного эффективнее (читай быстрее): правильно выставляя автомобиль “боком”, можно не только ломать траекторию, ускоряя прохождение виража, но и замедляться. Очень послушно это делает полноприводный Porsche 911 Carrera 4S. Подъезжаю на средней скорости к левой шпильке, под сброс газа движением руля вправо выставляю 911-ый левым боком, а затем поворачиваю руль в противоположную сторону, скольжу уже другой стороной. И в момент, когда передние шипованные шины зацепились, добавляю газ и веду машину “боком” к выходу из шпильки. Настоящий балет на льду!

Такую технику прохождения виража очень часто используют раллисты.

И тут нужно еще раз напомнить: чем крупнее автомобиль, тем ему больше нужно времени, чтобы среагировать на ваши команды. К примеру, после того как я пересел из 911-го в крупный “Кайен”, на вираже, с которым не было проблем, сразу же уперся передним бампером в снежный бруствер. Получается, опоздав с торможением и рулением в сторону поворота...

В конце программы Porsche Driving Experience Winter организаторы провели небольшую любительскую гонку по ледовой трассе. Несмотря на многообразие тактик, в итоге поединок выиграл водитель, который хоть и визуально ехал неторопливо, но зато не тратил время на размашистые скольжения и рваную работу органами управления. Отсюда и вывод: на зимней дороге не так важно, спорткар ли у вас или малолитражка. Быстр тот, кто едет аккуратно.

Алексей Дергачев

Хотите еще больше новостей, фото и видео об автомобилях? Подписывайтесь на нас в Facebook, Вконтакте, YouTube.

Материалы по теме

Загрузка...

Видео

Загрузка...

Фотогалерии

Загрузка...
Загрузка...