Lego для взрослых. Как собрать автомобиль своими руками?

Предложить покупателю заняться сборкой уже купленного автомобиля в голову не придет никому. Почти никому

Все привыкли, что автомобили продаются в готовом виде. Не важно, новая машина или подержанная. Предложить покупателю заняться сборкой уже купленного автомобиля в голову не придет никому. Почти никому.

Шведская компания IKEA известна по всему миру не только благодаря своей мебели или логотипу. Все хорошо знают про их сильные корпоративные принципы, одним из которых является необходимость собирать купленный товар самостоятельно. Конечно же, и в IKEA есть работники, собирающие мебель за дополнительную плату. Но большинство покупателей предпочитает поработать шуроповертом самостоятельно. Причем такая схема применяется намеренно не только из-за сокращения издержек. Исследования показали, что вещь, сделанная своими руками, всегда ценится выше. Это явление даже получило название "эффекта IKEA".

1 / 17
Arrows-left
Arrows-right
Reload

Не подумайте, мы не собираемся рассказывать вам историю IKEA или рекламировать мебель. Просто, оказывается, принципы шведской компании можно перенести на автоиндустрию. Только представьте: обычный человек, вооруженный обычными инструментами, у себя в гараже за 250 часов может собрать настоящий хот-род, суперкар или реплику олдтаймера. Думаете, это – шутка? Вовсе нет. Десятки мелких производителей зарабатывают деньги на том, что продают специальные наборы для сборки, из которых потом получаются самые настоящие автомобили по вполне разумным деньгам. Такие автомобили еще называют "кит-карами".

Что же такое кит-кар? Фактически, это – специальный набор комплектующих для сборки автомобиля в гаражных условиях. Интересно, что впервые подобные "сборочные конструкторы" появились практически сразу после создания Карлом Бенцом первого автомобиля Motorwagen. Ведь тогда никто не пугался от необходимости собирать машину. В конце концов, автомобиль был уделом избранных, а каждый водитель вникал в детали технического устройства своего "железного коня" и по сути был еще и механиком. Но настоящего расцвета кит-кары достигли в середине ХХ века, поскольку такие комплекты для сборки можно было оформить как отдельные запчасти, что делало итоговую стоимость машины ниже.

В настоящее время производителей кит-каров в мире десятки. Мы расскажем только об одной из них – американской компании Factory Five из Массачусетса, продающей наборы для сборки автомобилей по всему миру. В 1995 году основатель компании Дэвид Смит решил запустить новый проект – дать людям возможность приобрести автомобиль, построенный на надежном гоночном шасси, но при этом созданный под нужды того или иного клиента. Фактически, с тех пор принципы Factory Five не поменялись: производитель варит раму для будущего автомобиля, изготавливает навесной кузов и другие детали, и отправляет весь комплект по почте клиенту. А дальше начинается самое интересное! Ведь автомобиль еще нужно собрать.

Однако точно так же как и в IKEA, компания Factory Five предоставляет чёткую инструкцию по сборке своих автомобилей. Кажется, что такой подход неизбежно повлияет на восприятие марки кит-каров. Но как заявляет сам Смит, произошел полностью обратный эффект.

"Изначально, самой большой проблемой для нас было то, что наше клеймо стояло на готовом продукте, но мы не отвечали за качество сборки", - поясняет он. Однако оказалось, что никаких проблем из-за этого не возникло. "Люди любят вкладываться в то, что создают своими руками. Сейчас они собирают наши кит-кары на уровне, до которого мы сами не всегда дотягиваем", - добавляет Смит. То есть "эффект IKEA" проявил себя в полной мере.

Но что, если вы вдруг ошибётесь при сборке? Ничего страшного! Точно так же как и в случае со шведской мебелью, никто не мешает вам вернуться на несколько ходов назад и проделать операцию заново. Зато с каждым разом количество ошибок будет все меньше и меньше. А ведь у Factory Five есть еще и школа сборщиков! За сумму в 799 долларов любой желающий может пройти специальный курс, на котором его научат правильно обращаться с инструментами. Кстати, 250 долларов из этой суммы можно "вернуть" в виде скидки на приобретение кит-кара.

А теперь о том, что же в действительности продает Factory Five. Вы удивитесь, но правильным ответом будет слово "мечта". Судите сами. Сейчас Factory Five предлагает приобрести шесть китов для сборки. Например, модель MK4 Roadster по сути представляет собой реплику легендарного Shelby Cobra, а Type 65 Coupe — реплику Shelby Daytona Coupe. Еще можно заказать хот-род, автомобиль для кольцевых гонок, спорткупе и даже суперкар. Самое интересное, что каждый из этих автомобилей изготавливается под заказ конкретного клиента. Причем свои пожелания можно оставлять до самого последнего момента – в качестве "точки невозврата" в Factory Five называют 10 дней до даты отправки полного комплекта. А сами автомобили изготавливаются при помощи новейших технологий – от комьпютерных 3D-моделей до лазерной резки.

Возможно, вы уже решили, что кит-кары в наше время покупают исключительно фанаты автоиндустрии. Но это не так – любителей, готовых немного поработать тоже немало. Ведь еще одной "фишкой" таких автомобилей является их финансовая составляющая. Приведем конкретный пример: стоимость базового родстера MK4 составляет 19 990 долларов. Если к этому комплекту добавить цену двигателя, трансмиссии, колёс, краски и других деталей, то общая сумма составит 35 000 долларов. За эти деньги покупатель получит стильный спорткар в духе автомобилей из 60-х, оснащенный пятилитровым мотором Coyote мощностью 412 л.с., устанавливаемый также на Ford Mustang. Но при этом автомобиль будет в два раза дешевле оригинальной "Кобры". А еще очень быстрым, и обладать отменной управляемостью.

Получается интересная ситуация. Кит-кары – это автомобили, работа над которыми не прекращается после того, как товар доставлен клиенту. Более того, де факто он приобретает детали конструктора, хоть и сделанного специально для него. И все же, недостатка в покупателях у компаний вроде Factory Five нет. Почему? Всё очень просто! Работает тот самый "эффект IKEA" или правильнее сказать – "эффект соучастия", позволяющий клиенту в буквальном смысле слова приложить руку к покупке. А во-вторых, машина получается действительно уникальной: построенной по современным технологиям, но с привлекательным классическим дизайном.

Неудивительно, что власти США уже обратили внимание на производителей кит-каров. И изменили законодательство. Начиная со следующего года такие компании смогут абсолютно легально продавать в год до 325 наборов для сборки автомобилей. Это — даже больше, чем в Великобритании, лидирующей по количеству производителей кит-каров. А ведь тут есть чему поучиться и нам! Возможно, именно в этом необычном автобизнесе кроется секрет и для поднятия малого бизнеса в России?

Признайтесь, ну кто из вас не мечтал, чтобы можно было купить вазовскую "Копейку" или 21-ую "Волгу", но только новую и с современным мотором? А ведь производители кит-каров вполне могли бы дать нам такую возможность и в России! Главное – создать условия для такого бизнеса, чтобы порывы потенциальных энтузиастов, вдохновившихся примером Factory Five, не разбились о суровую действительность.

Материалы по теме

Видео