Советы
06 мая в 02:23

Почему современные моторы так легко перегреваются

Смотришь на характеристики передовых турбонаддувных моторов и предаешься восторгу — мощность и крутящий момент на высоте, расход топлива на бумаге низкий. Казалось бы, езди и радуйся. Увы, у многих современных моторов имеется склонность к перегреву, результатом которой становятся фатальные неисправности.

Почему так происходит и как противостоять высокотемпературной атаке? Среди автовладельцев бытует мнение, что виной всему заговор производителей — мол, компании специально уменьшают ресурс автомобилей, вынуждая аудиторию чаще менять их и покупать новые модели. Нам никогда не встречалась информация о том, как боссы автогигантов собрались в секретном бункере и поставили свою подпись под "соглашением о ненадежности". Впрочем, косвенный заговор есть и, подозреваем, инженеры ему отнюдь не рады. Давайте рассмотрим причины перегрева, и вы поймете, о чем мы.

Высокая температура

Это, уж простите за банальность, главная причина перегрева. Двигатели прошлых лет и десятилетий — те самые, что уже не впечатляют своими характеристиками — были сравнительно холодными на фоне продвинутых современных моторов. Как правило они работают в температурном диапазоне 75-105 градусов Цельсия. Их преемники заметно горячее — они могут нагреваться до 115-130 градусов. Зачем производители нагревают моторы до бесчеловечных значений? Для того, чтобы сделать их более эффективными — читай, соответствующими экологическим нормативам. Маркетологи в восторге, но не потребители — высокая температура в частности плохо влияет на поршневую группу, пластиковые и резиновые соединения.


Недостаточный обдув

Ограниченный доступ воздуха к радиатору охлаждения двигателя из-за компонентов системы кондиционера, а также стандартная проблема в виде грязи и пуха между теплообменниками приближает момент критического перегрева. Не стоит забывать о том, что радиаторы нынче тонкий и легкие, не способные удерживать температуру в необходимом безопасном диапазоне в случае загрязнения, а емкость системы охлаждения порой недостаточна.


Турбонагнетатель

Замечательное устройство, повышающее мощность и крутящий момент, также могут увеличивать температуру в подкапотном пространстве. Про агрегаты, у которых турбонагнетатели находятся не в привычных местах, а в развале блока цилиндров, и говорить не приходится — они работают в экстремальных температурных режимах и в моторном отсеке у них очень горячо.


Катализатор

Вносит свой вклад и каталитический нейтрализатор — его устанавливают как можно ближе к двигателю для максимально быстрого прогрева. Он также "помогает" агрегату выходить на высокотемпературные значения.


Автоматическая коробка передач

Depositphotos

Кому-то это покажется странным, но «автомат», которому требуется своя система охлаждения, может увеличивать температуру в подкапотном пространстве.


Показания температуры

Depositphotos

Одна из специфичных особенностей, которая вкупе с приведенными выше причинами может поспособствовать ремонту двигателя из «теплового удара». Дело в том, что стрелочные, а иногда и цифровые приборы, показывающие температуру охлаждающей жидкости, транслируют не реальные значения, а условно нормальные показания при широком диапазоне температур. Очевидно, это делается чтобы не беспокоить водителя лишней информацией. В красную зону стрелка может отправиться, когда произошел критичный перегрев.


Что происходит при перегреве?

Если вкратце — масса неприятных явлений. При "тепловом ударе" могут образоваться задиры цилиндров — причина в малом зазоре пары поршень-цилиндры. Перегрев выбирает его и поршень начинает тереть по стенкам цилиндров. При повышении температуре значительно повышается риск детонации — опаснейшего явления, провоцирующего разрушение поршней и выкрашивание покрытие гильз на алюминиевых двигателях. При высокой температуре масло коксуется и деградирует, начинает терять свои свойства, а пластмассовые и резиновые детали и соединения изнашиваются быстрее. Достается и катализатору, который пропускает через себя более горячие выхлопные газы.


Как не допустить перегрев?

Первая и очевидная рекомендация — регулярно, не реже раза в год мыть радиаторы и менять "охлаждайку" как минимум раз в 60 тысяч километров. Старайтесь поменьше времени проводить в пробках, так как подобные эксплуатационные условия с точки зрения температурных режимов наименее благоприятны. Когда затор закончится, не спешите нажимать педаль в пол — агрегат не может быстро остыть и какое-то время будет работать в неблагоприятном режиме, да еще и под нагрузкой.

Иногда встречаются рекомендации устанавливать низкотемпературные термостаты, если таковые имеются, а также цифровой прибор, показывающий реальную температуру охлаждающей жидкости.

Подписывайтесь на нас в Facebook и Вконтакте!