Новый или подержанный за те же деньги? Часть 3: тысяча важных мелочей

Считаем стоимость страховки, допоборудования и другие расходы

В прошлый раз мы сравнивали риски на этапе покупки нового и подержанного автомобилей. Если сделка прошла без обмана и машину удалось поставить на учет, после покупки начинаются первые неизбежные траты. Какой из автомобилей будет более выгодным на этом этапе?

Дополнительное оборудование

Часто можно услышать: новый автомобиль надо оснащать дополнительным оборудованием за свои деньги, а подержанный - уже "упакован" прежним владельцем. Действительно, в машине с пробегом наверняка уже будут коврики, сигнализация, защита картера и прочие мелочи. А иногда в качестве бонуса можно получить куда более дорогие вещи – например, установленную прежним владельцем мультимедийную систему или полную шумоизоляцию кузова.

Но если побороть живущее в нас еще с советских времен стремление превращать машину в новогоднюю елку, денег на "допы" уходит не так много. Лично я при покупке своего нынешнего автомобиля сразу определил для себя лимит в 50 000 руб. и вписался в него с запасом.

К тому же, взгляды прежнего владельца на "улучшайзинг" могут кардинально расходиться с вашими. Например, если багажник превращен в фанерную деку, наполовину забитую компонентами студийного автозвука, лично для меня это - большой минус. Потому, что весь этот маньяк-арсенал придется выкидывать и восстанавливать изуродованный интерьер.

Наконец, как показывает опыт, все неродное и установленное "шаловливыми ручонками" служит меньше заводского. После четырех-пяти сезонов круглогодичной эксплуатации обычно начинают "глючить" китайские сигнализации, парктроники и видеорегистраторы, теряют "зрение" камеры заднего вида и т.п.

Поэтому оправдывать покупку подержанного автомобиля тем, что не надо тратиться на допоборудование – не слишком убедительный довод. Исключение составляет лишь специфический и дорогостоящий тюнинг, который нужен единицам. Например, серьезная оффроуд-подготовка практически не повышает цену подержанного внедорожника, хотя обходится в $10 000-20 000. Но это именно исключение из правил.

Зимние и летние шины

На новом автомобиле летние покрышки новые, а комплект зимних приходится покупать отдельно.

На подержанном автомобиле летние шины также могут быть свежими, если прежний владелец успел их поменять. Однако большинство людей стараются не тратиться на новый комплект шин, если автомобиль вскоре планируется продавать.

А вот комплект б/у зимних шин – возможно даже на дисках – нередко отдают в придачу к подержанной машине. Но, во-первых, их иногда вручают и в подарок к новому автомобилю -естественно, новые. А во-вторых, б/у зимние шины в придачу к автомобилю – это чаще всего "маркетинговый трюк". Если после трех сезонов они обычно еще позволяют отъездить одну-две зимы, то после пяти сезонов – едва ли. То есть, продать машину такой "подарок" помогает, а то, что новый владелец отнесет его на помойку – уже его дело…

Многие скажут, что для подержанного автомобиля можно купить б/у шины. Простите, а что мешает купить их б/у для нового автомобиля? Только у подержанной машины той же стоимости размерность, а значит, и цена шин будет более "серьезной". Например, 17-дюймовые покрышки будут ощутимо дороже 15-дюймовых что новыми, что бэушными.

Так, что "шинные" расходы для подержанного автомобиля скорее всего будут выше, чем для нового той же стоимости.

КАСКО

Предвижу возмущенные возгласы: зачем страховать по КАСКО подержанный автомобиль? За тем, что и новый – чтобы защитить от потери уже вложенные в него деньги и те, которые могут понадобиться на его восстановление после аварии.

Если 20 лет назад угоняли в основном новые автомобили для продажи по поддельным документам, то в последние годы спрос сместился на трех-семи-летки, включая модели предыдущих поколений. Их угоняют на запчасти или в качестве двойников разбитых под списание машин. Новые модели для таких целей не берут – парк этих машин еще не изношен, а на случай аварии они почти все застрахованы по КАСКО.

Фото: РИА "Новости" / Максим Богодвид

Для вас есть разница, если новую Мазду СХ5 после угона продадут по поддельным документам, а пятилетний BMW X5 растворится на разборке запчастей или станет двойником такого же разбитого X5 с "чистыми" документами? Лично для меня – никакой, поскольку потеряны будут одинаковые 1 800 000 руб. А в случае аварии (которая гораздо вероятнее угона) восстановить пятилетний BMW будет уж точно не дешевле, чем новую Мазду. И не надо оправдываться тем, что для ремонта пятилетнего BMW можно использовать б/у детали – их точно также можно покупать для восстановления новой Мазды…

Поэтому вопрос страхования автомобиля определяется не его возрастом, а вашим отношением к жизни. Если вы любите рисковать и сможете легко пережить потерю 1 800 000 руб., можно не страховать ни пятилетний BMW, ни новую Мазду. Если же для вас это будет трагедией, страховать надо любую из этих машин.

Только вот для подержанного автомобиля полис КАСКО обходится гораздо дороже, чем для сопоставимого по цене нового. Например, жителю Москвы возрастом более 30 и со стажем более 10 лет КАСКО для новой Весты стоимостью 600 000 руб. обойдется в среднем в 45 000 руб., а для равного по цене трехгодовалого Фокуса – в 80 000 руб. Почему так происходит? Несмотря на то, что страховая стоимость автомобиля каждый год снижается, расценки на запчасти для его ремонта остаются такими же, как и для нового. Поэтому чтобы замена фары или стекла на пятилетке не съела всю стоимость полиса, страховые компании компенсируют падение цены ежегодным повышением тарифа. В результате автомобиль дешевеет, а стоимость КАСКО для него остается почти такой же, как и для нового, когда он стоил совсем других денег.

Фото: РИА "Новости" / Максим Богодвид

Кроме того, многие страховые компании повышают тариф для новых хозяев подержанных автомобилей. Например, застраховать трехлетку второму владельцу обойдется дороже, нежели первому, если бы он пролонгировал на четвертый год имеющийся полис.

Это связано с тем, что при покупке подержанных автомобилей часто вылезают скрытые технические и юридические проблемы, решить которые велик соблазн по страховке. Например, если восстановленную "на продажу" машину не удается вернуть продавцу (обычно не удается), ее выгоднее всего застраховать, после чего "угнать" и получить выплату…

Правда, у многих компаний для машин старше трех-пяти лет предусмотрены более бюджетные программы страхования. Но, во-первых, получается все равно недешево. А во-вторых, снижение цены объясняется ухудшением условий страхования. Например, ремонтом не у официального дилера и с использованием б/у запчастей. То есть, защитить от потери вложенные в подержанный автомобиль деньги обходится дороже, чем ту же сумму, потраченную на новую машину. Либо придется мириться с ухудшением условий страхования.

Транспортный налог

У рассматриваемых нами новой Весты и трехгодовалого Фокуса мощность двигателей, а значит и транспортный налог, одинаковы. Однако в большинстве случаев подержанный автомобиль бывает мощнее сравнимого по цене нового. Например, если у новой 2,5-литровой Мазды-СХ5 под капотом 192 л.с., то у дизельного пятилетнего Икс-пятого BMW - 245, а у бензинового – и вовсе 306 сил.

Это означает, что жителю Москвы за подержанный BMW государству ежегодно надо будет платить по 18 375 или 45 900 руб. против 9 600 руб. за новую Мазду… Поэтому если подержанный автомобиль значительно мощнее альтернативного нового, величину налога тоже надо учитывать.

Пока финансовый вопрос складывается не в пользу покупки подержанного автомобиля по цене нового. В следующий раз сравним их по тратам на ТО.

Александр Конов, Эксперт по выбору автомобилей

Group
Group