Мошенники на заправках. И кто ответит за суррогатное топливо

Несмотря на ужесточившийся в последние два года контроль, вероятность нарваться на суррогат в России все еще высока

Несмотря на ужесточившийся в последние два года контроль за качеством топлива, вероятность нарваться на суррогат в России по-прежнему велика. Иная отрава способна прикончить двигатель с одной заправки… Каковы шансы привлечь к ответственности продавца топлива?

Многие считают: главное – сохранять после заправок чеки с АЗС. Если экспертиза установит, что топливо в баке некачественное, по чеку можно будет предъявить претензии АЗС. Если качественное – пусть дилер ремонтирует мотор по гарантии. Такая самоуверенность возникает из-за того, что потребитель смотрит на ситуацию исключительно со своей позиции.

Однако надо понимать, что у автопроизводителя и продавца топлива также есть право на защиту, включая презумпцию невиновности. Чтобы понять, как они будут защищаться, надо поставить себя на их место и задаться вопросом: как на их месте поступил бы я? После этого становится понятно, что предъявить им претензии не так просто…

Итак, рассмотрим предъявляемые потребителем претензии с позиции добросовестных (или пытающихся выглядеть добросовестными) автопроизводителя и продавца топлива.

Автопроизводители: на кого бы свалить…

Гарантийную машину с "умершим" двигателем первым делом привезут к одному из ваших дилеров. Если "вскрытие" не обнаружит очевидного заводского дефекта, он не признает случай гарантийным. Соответственно, нанятая дилером экспертиза будет искать причину поломки в зоне ответственности потребителя. А именно – в нарушении правил эксплуатации, технического обслуживания или в использовании некачественного топлива.

Что касается топлива, оно должно соответствовать требованиям Технического Регламента Таможенного Союза (далее – техрегламент). А также - требованиям автопроизводителя, если они изложены в руководстве по эксплуатации и не противоречат техрегламенту.

Обычно автопроизводители требуют использовать бензин с определенным октановым и дизтопливо с определенным цетановым числом. А некоторые еще и топливо не ниже определенного экологического класса - на сегодняшний день пятого. Что вполне справедливо, поскольку многие современные двигатели изначально разработаны под топливо этого класса, а с с июля 2016 года на территории России запрещено продавать топливо ниже Евро-5.

Если аккредитованная лаборатория установит, что топливо в баке не соответствует требованиям техрегламента или автопроизводителя, у вас как у автопроизводителя появляется возможность снять с себя всю ответственность. Для этого нужно, чтобы техническая экспертиза подтвердила причинно-следственную связь между выявленными отклонениями топлива от нормы и возникшей поломкой.

Но бывает и так, что топливо в баке соответствует всем требованиям, хотя связь между применением суррогата и поломкой очевидна. Например, вскрытие мотора показывает, что стенки цилиндров задраны осколками рассыпавшегося катализатора, при этом свечи зажигания – с рыжим налетом.

Это означает, что залитый бензин с запрещенными металлосодержащими присадками - именно они образуют рыжий налет - ухудшил работу свечей, из-за чего топливо перестало полностью сгорать в цилиндрах и начало догорать в катализаторе, постепенно выведя его из строя. После чего спекшийся катализатор рассыпался и его осколки затянуло в цилиндры (в некоторых режимах мотор делает "обратный вдох").

Но как уличить потребителя в применении этилированной отравы, если в данный момент топливо в баке безупречное? Элементарно. Экспертиза берет соскобы со стенок камеры сгорания или со свечей зажигания. Если в них обнаруживаются следы присутствия металлосодержащих присадок, ответственность с автопроизводителя снимается…

Продавец топлива: попробуй, докажи!

Если же у владельца на руках есть заключение экспертизы о том, что топливо в баке не соответствует требованиям техрегламента или автопроизводителя, он попытается предъявить претензии АЗС. Рассмотрим два возможных варианта.

1. Топливо в баке соответствует техрегламенту, но не удовлетворяет требованиям автопроизводителя.

Как продавцу топлива, вам совершенно неинтересно, какие требования к нему предъявляет автопроизводитель. Вы отвечаете лишь за то, чтобы качество топлива удовлетворяло требованиям техрегламента и чтобы его фактические характеристики соответствовали заявленным в чеке и в паспорте качества. Например, если залитый в бак автомобиля 92-й бензин соответствует требованиям техрегламента, и вы не пытались продавать его под видом 95-го, никаких претензий к вам быть не может.

Если же потребитель по ошибке залил 92-й бензин вместо предписанного автопроизводителем 95-го, это его проблема, поскольку за выбор топлива по закону отвечает он. А чтобы клиент не пытался переложить на АЗС ответственность за свою ошибку, взяв из мусорной корзины у кассы чек на 95-й бензин (бывают и такие случаи потребительского экстремизма), у вас круглосуточно ведется видеозапись в кассе и на каждой колонке…

2. Топливо в баке автомобиля не соответствует требованиям техрегламента.

Допустим, что потребитель сохранил чек с вашей АЗС, аккредитованная лаборатория вынесла вердикт о том, что топливо в баке - суррогат, а независимая техническая экспертиза подтвердила, что двигатель вышел из строя из-за топлива. Получается, что вам надо раскошеливаться на ремонт? Ни в коем случае!

Отрава могла попасть в бак на предыдущей или на последующей заправках, которые могли произойти с интервалом в несколько часов c вашей, и чеков с которых потребитель не сохранил. Либо по каким-то причинам не хочет их предъявлять...

Отвечать за "чужое" топливо вы, естественно, не станете. Привлечь вас к ответственности можно будет лишь в том случае, если удастся доказать, что топливо с выявленными отклонениями от нормы попало в бак пострадавшего автомобиля именно с вашей АЗС. Сделать это можно только одним способом – сравнить пробы топлива из бака и с АЗС. А вот это едва ли это получится.

Дело в том, что от момента погрузки умершего автомобиля на эвакуатор до получения акта исследования находящегося в баке топлива проходит минимум неделя. За это время любая АЗС успевает распродать ту старую партию топлива и получить три-четыре следующих. А если топлива, которым заправляли машину, в резервуаре АЗС уже нет – извините, время ушло…

Даже если потребитель приедет на АЗС через час после заправки, вам еще ничего не угрожает. Если он возьмет пробу топлива украдкой (пусть даже с записью процедуры на видео), ваш адвокат спросит: как докажете, что до лаборатории доехала именно эта проба?

Чтобы потребитель смог это доказать, забор пробы топлива должен производиться по закону. То есть, в заведомо чистую и опечатываемую тару, в присутствии представителя АЗС, с составлением соответствующего акта. А кто предупрежден, тот, как известно, вооружен. Если вы сознательно торгуете суррогатом, проба топлива будет качественной – подобные технологии жулики уже давно освоили…

Что делать?

Как видите, привычка сохранять чеки с АЗС вовсе не гарантирует, что в случае поломки двигателя его ремонт или замену оплатят автопроизводитель или заправщик.

Для автопроизводителя главное – уличить потребителя в использовании несоответствующего его требованиям (а еще лучше – требованиям техрегламента) топлива. При этом совершенно не обязательно, чтобы отрава была в баке в данный момент – экспертиза во многих случаях может найти даже былые "грехи". А уж хотя бы один бак суррогата, оставившего в моторе следы, вы наверняка сожгли…

Ну а короли бензоколонок чувствуют себя безнаказанно из-за того, что их очень сложно поймать за руку. По сути, сделать это может только Росстандарт – организация, уполномоченная контролировать качество топлива и не обязанная уведомлять персонал АЗС о своих намерения, если были жалобы со стороны потребителей. Но даже если представить, что инспектор Росстандарта после вашей жалобы "сейчас все бросит" и помчится ловить жуликов, он наверняка не успеет…

Рядовому же потребителю доказать вину продавца топлива и вовсе невозможно. Максимум, что вы можете сделать – это заранее узнать требования автопроизводителя к топливу, перед каждой заправкой выяснять соответствие топлива этим требованиям хотя бы по документам, и заправляться только на проверенных АЗС тех нефтяных компаний, которым доверяете…

Александр Конов,

эксперт по выбору автомобилей

Подписывайтесь на нас в Facebook и Вконтакте!

Материалы по теме

Group
Group