svg_twitter copy Created with Sketch Beta. Fill 1 Copy Created with Sketch Beta. Fill 1 Copy 2 Created with Sketch Beta. Page 1 Created with Sketch Beta. Group Created with Sketch Beta. Group 41 Copy Created with Sketch. Видео
Советы автолюбителям

Как выбирать снегоход? Чтобы потом не пожалеть о покупке

30 ноября, 17:00
15 минут

Очень важно правильно определить, какой класс подходит именно вам. Иначе можно потерять не только деньги, но и здоровье

Еще в начале прошлого века инженеры пытались ставить автомобили на гусенично-лыжный ход. Все они носили утилитарную функцию: помогали их владельцам добраться до отдаленной канадской деревни с лекарствами, а в дороге не быть съеденным стаей волков.

В 1954 году основатели компании Polaris Дейвид Джонсон и братья Эдгар и Алан Хиттены продали свой первый (как тогда казалось - компактный) снегоход Polaris Number One соседу-фермеру за $465. Аппарат весил почти тонну и имел заднемоторную схему.

Под другим углом смотрел на этот вопрос Жозеф-Арманд Бомбардье. Его первая модель небольшого снегохода появилась в 1959 году. Именно она задала дальнейший вектор развития. Две управляемые лыжи, мотор спереди, одна гусеница по центру сзади. Ветрозащита, сиденье для водителя и пассажира и, главное, компактные размеры и малый вес (порядка 300 кг).

Японцы из Yamaha присоединились к "гонке вооружений" в 1968 году с моделью Yamaha SL350. В СССР же первый снегоход появился в 1971 году.

Наши инженеры пошли немного другим путем, сделав ставку на одну лыжу спереди и огромную площадь двух траков... В таком виде "Буран" производится до сих пор и принципиально не изменился.

Утилитарные

Появление снегохода, в первую очередь, носило утилитарный характер (помните, первый Polaris купил сосед-фермер?). На просторах нашей страны трудолюбие техники ценится до сих пор: "утили" в России отвоевали больше 80% рынка. Признаюсь - мое отношение к ним долгое время было прохладным. Но стоило на неделю оказаться вдали от цивилизации, в минус 40, в нескольких часах езды на снегоходе до ближайшего райцентра, как на меня снизошла горячая любовь к этому виду снежных машин. Не возникало проблем с невысокой скоростью (быстро на таком морозе долго ехать все-равно невозможно), хорошая проходимость и стабильность несколько раз не давали утонуть во вскрывшихся трещинах на пересекаемых реках. Ветрозащита в достаточной степени отводила ледяной поток, а способность снегохода тащить сани весом в 500 кг уберегла от двух лишних ходок в ночи. Шумноват ли был двигатель? Не обратил внимания. Завелся ли снегоход утром? Через пару минут работы с веревкой стартера. Достаточен ли был комфорт? В условиях перевозки грузов - да. К чему я клоню? К тому, что современный утилитарный снегоход - максимально универсальный аппарат. Проедет при умении где угодно, довезет что угодно. Такая техника проста и надежна, а в случае поломки не возникнет проблем с ремонтом. Количество же комфорта и внешней привлекательности напрямую зависит от возможностей кошелька владельца. Есть в этом классе свои "Газели" и "Спринтеры".

В этом классе нашим рынком правят японцы. Yamaha VK540 — безусловный лидер. До кризиса эта модель расходилась тиражом до 15 тыс. штук в год. В прошлом году модель обновилась, инженеры вписали двухтактный двигатель в самые строгие экологические нормы. Следующая ступень - утилитарный снегоход с четырехтактным двигателем. Он тяжелее, комфортнее, дороже, но вдвое экономичнее, что очень важно при пробегах в 40-45 тыс. км. за сезон. Yamaha VK Professional 2, Ski-Doo Skandic WT 550 и Polaris 600 IQ Widetrak, пожалуй, самые доступные, но при этом добротные варианты.

Спортивные

Не стоит тешить себя иллюзиями - покупка спортивного снегохода не сделает из вас спортсмена. Как абонемент в "качалку" автоматом не переводит вас в разряд качка. Мощные силовые агрегаты таят опасность: нужно понимать, как и когда нажимать на курок газа; короткая гусеница и ее невысокий грунтозацеп не справляются с основными типами снежного покрытия. Но как только она попадет в идеальные условия, ехать будет сложно: ускорение слишком агрессивное, а повороты требуют колоссальных усилий и филигранного владения техникой. Новички очень часто покупаются на красивые рассказы продавцов в салоне, дополненные сногсшибательными технически характеристиками. А между тем, число спортивных снегоходов, закончивших карьеру в деревьях, оврагах, на дне рек и озер, можно исчислять вагонами. Вывод очень прост: не собираешься на соревнования на подготовленной снегоходной трассе - не смотри в сторону спортивной техники.

Не покупай Ferrari для поездок за хлебом. Четырехтактная схема, высокая форсировка, жесткие подвески, короткие траки - вот что объединяет игроков в этой нише: Yamaha SRViper X-TX SE, Polaris 800 RUSH® XCR и Arctic Cat ZR 9000 Tundercat. У последнего есть турбина, наделяющая мотор сочным подхватом на верхах.

Туристические

Эта ниша великолепно развита в Финляндии, Швеции, США и Канаде. Сотни прокатов, специализированных туров, продуманных увлекательных маршрутов от пары часов до нескольких дней. Снегоходные заправки, гостиницы и рестораны. Полный набор для тех, кто просто любит ездить на снегоходе. Туринговые аппараты - воплощение комфорта и технологий. Великолепная ветрозащита, энергоемкие подвески, мощные, но при этом тихие и экономичные двигатели, возможность комфортного путешествия с пассажиром и грузом. А толстые каталоги с тюнингом... Закачаешься! Не стоит думать, что такой тип снегохода - удел прокатчиков. Много их и в личном пользовании. Эту технику без боязни водят и представительницы слабого пола: легко и не страшно. Увы, российские реалии сильно снижают возможности снегоходного туризма: официальных трасс у нас нет, путь приходится пробивать самостоятельно. В глубоком снегу это будет сложно, в отличие от утилитарников трак здесь не такой широкий и длинный, в угоду управляемости. В лесу можно испортить пластик и ветровики, пробираясь сквозь ветки. Ажурная передняя подвеска щепетильно относится к небрежной езде и ударам о препятствия под снегом. К тому же стоимость туристического снегохода в сложившихся рыночных реалиях, без прикрас, почти "космическая". Немногие готовы переплачивать за комфорт, стремящийся к роскоши.

Типичный представитель класса, Yamaha RSVenture GT, хоть и не выделяется модным дизайном, зато каждая линия - образец практичности. Большое ветровое стекло, комфортное сиденье и электроусилитель руля для легкого управления. У Lynx Commander GT 900 Ace шикарный четырехтактный двигатель и электронный курок газа. В том же шасси можно выбрать и двухтактный двигатель. К тому же модель с приставкой Touratech дополнена практичными алюминиевыми кофрами от известного производителя мототюнинга. Arctic Cat Pantera 7000 XT, как и Yamaha, не оригинальна в плане дизайна, но зато не обделит комфортом.

Горные

Самый "жирный" сегмент современного снегоходного движения. Несколько лет назад благодаря развитию экшн-камер и обилию тематического экстремального видео в Интернете, в снегоходных кругах произошел "атомный взрыв". Широкие массы узнали, что такие титаны горного снегоходинга, как Брет Расмуссен или Крис Бурандт отжигают в горах уже почти четверть века, и принялись нагонять упущенное. "Горники" по всему миру расхватывают как горячие пирожки. За последние пять лет все производители прикладывают массу усилий и технологий, чтобы именно свой продукт сделать самым уникальным. Вес таких аппаратов уже меньше 200 кг, мощность двигателей под 180 л.с., а ультратехнологичные подвески позволяют управлять техникой фактически силой мысли. Не верите? И правильно делаете! Горный снегоход самостоятельно не способен на героические подвиги на заснеженных склонах. Пожалуй, это единственный снегоход, на котором стоит учиться ездить в школе. Под присмотром опытного инструктора освоить азы можно за несколько дней, а потом годами оттачивать навыки, получая колоссальное удовольствие. Путь непростой, но, как показывает практика, с него не сворачивают. Я легко могу разделить свою жизнь на две части: до и после знакомства с горником. Кстати, эта техника позволяет ездить не только в горах. Главное, чтобы снега было много: на укатанных трассах, из-за специфики системы охлаждения, двигатели этих снегоходов быстро перегреваются. В этой нише реальная борьба идет между Ski-Doo Summit 850 и Polaris Pro-Rmk Axys 800. У каждой модели есть несколько вариантов длины гусеницы для разных снежных условий. Выбрать, кто же лучше, не представляется возможным. Объективно аппараты очень близки как технологически, так и по ощущениям от управления.

Кроссоверы

Этот тип уместно сравнить с автомобилями из одноименного класса. Можно ездить по скоростным магистралям, но не хватает точности и обратной связи на руле. Можно мчать по серпантинам, но даже при самых идеальных настройках подвесок чувствуется избыток веса. Можно было бы проехать по грязи, но клиренс подводит. Мощный мотор впечатляет, но хетчбеки все равно быстрее. Можно отправиться в поездку с семьей, но до вместительности универсала не дотянуться. Кроссовер с гусеницей - идеальный середнячок во всех дисциплинах. В горах не послушен, на целине тонет, на длинных маршрутах выматывает, а спортивных режимах быстро надоедает: сложно реализовать желаемое. Но ставить крест на них все же не стоит. В любом случае, такой снегоход интереснее спортивного, и для того, чтобы пару раз в сезон разогнаться до максималки по заснеженному замерзшему озеру - отличный вариант. Один из самых популярных кроссоверов - Ski-Doo Renegade 800. Многие компоненты заимствованы у горника Summit. В меру комфортный и внятно управляемый аппарат. Polaris 800 Switchback Assault - модернезированная с точки зрения задней подвески версия спортивной модели Rush. В остальном характеристики близки к спорту с некоторой поправкой в сторону комфорта.

А. Бойко