Как сэкономить на запчастях. Покупаем дешевле, чем у официалов

На какие нюансы обратить внимание, чтобы не пришлось потом сильно жалеть

По мере старения автомобиля приобретать оригинальные "расходники" и запчасти у официального дилера становится все более накладно. Приобретение "оригинала" на стороне и аналогов-заменителей ощутимо сокращает расходы на содержание машины. Но чтобы не получилось, что скупой платит дважды, покупателю придется научится разбираться в запчастях…

Что считать "оригиналом", а что – аналогом

Как только покупатель начинает искать расходники и запчасти на стороне, где они стоят несколько дешевле, чем у официалов, он сразу же попадает в мир мошенников. Самый безобидный вариант обмана, рассчитанный на "начинающего" покупателя – это выдача аналогов-заменителей за "оригинал".

На сайте одного известного продавца запчастей имеется раздел: "Что мы называем оригинальными запчастями". Так вот, "оригиналом" они именуют запчасти фирм, являющихся поставщиками своей продукции на автосборочные конвейеры и в оригинальные запчасти.

Например, если в оригинальной упаковке автопроизводителя лежат тормозные колодки фирмы АТЕ, аналогичные колодки в упаковке АТЕ у них тоже считаются "оригиналом" и продаются по соответствующей цене… Что ж, цыгане с привокзального рынка позолоченную медь тоже называют золотом, только золотом она от этого не становится…

Многие спросят: а в чем разница? Разница в том, что для поставок в оригинальные запчасти комплектующие часто изготавливаются по особой, согласованной с автопроизводителем спецификации. Задача поставщику ставится так: на свободном рынке от своего имени вы можете продавать какие угодно детали, но для нас будете делать их по требованиям, которые предъявляем мы. При этом контракт с автопроизводителем часто запрещает поставщику продавать детали в "оригинальной" спецификации от своего имени…

Поэтому, например, у тормозных колодок одной и той же фирмы, поставляемых в оригинальные запчасти и продающихся в своей "родной" упаковке, может быть совершенно разным состав фрикционного слоя.

Это не означает, что аналог всегда хуже оригинала - иногда бывает наоборот. Например, именитые производители компонентов тормозных систем считают не лучшей своей продукцией детали, поставляемые на конвейеры и в оригинальные запчасти. Потому, что при заключении крупных контрактов автопроизводители сильно "прогибают" их по цене, вынуждая искать компромисс в качестве.

Когда же производитель запчастей продает их от своего имени, качество уже является лицом фирмы. Например, многие сталкивались с тем, что у некоторых моделей автомобилей тормоза склонны к перегреву, приводящему к короблению тормозных дисков. Осадил пару раз "в пол", а на третий по кузову пошла пулеметная очередь вибраций… После чего выкидываешь штатные колодки с дисками, устанавливаешь стандартные (не спортивные, не усиленные) аналоги от именитого производителя тормозных систем, и проблема уходит…

Но, как бы то ни было, запомните главное: оригинальные – это только те запчасти, которые изготовлены самим автопроизводителем или под его контролем, и продаются в его упаковке, с его каталожным номером. Все остальное – аналоги-заменители, даже если они произведены теми же фирмами, что поставляют свою продукцию в "оригинал". Если аналог не относится к особой линейке продукции – например, спортивной или усиленной, он всегда должен стоить ДЕШЕВЛЕ "оригинала". Причем, значительно дешевле…

Исключение составляют лишь отечественные автомобили, для которых аналоги от именитых Западных производителей стоят дороже российского "оригинала".

Аналоги не всегда выгоднее

Гарантию того, что данная деталь не навредит вашему автомобилю, обеспечивают только оригинальные запчасти. Фактически это те же самые детали, из которых машина была собрана на заводе. Причем если автопроизводитель вносит какие-то изменения в конструкцию или технологию (что происходит очень часто), они автоматически переходят на "оригинал" с присвоением нового каталожного номера и привязкой к VIN автомобилей, для которых актуальны детали нового образца.

Производители "неоригинала" обычно менее щепетильны. Главное для них, чтобы деталь подходила по размерам (хотя и это не всегда соблюдается точно), а ее рабочие характеристики могут отличаться – иногда весьма существенно. Например, неоригинальные тормозные колодки могут скрипеть, пищать, стучать на неровностях, подклинивать от грязи, быстро изнашиваться сами или быстро "съедать" оригинальные тормозные диски.

Кроме того, подбор оригинальной запчасти по VIN исключает вариабельность – вы получаете деталь, по всем параметрам абсолютно идентичную той, что была установлена изначально. Производители же "неоригинала" для одной модели и модификации автомобиля часто предлагают детали разного качества и с разными рабочими характеристиками. Например, тормозные колодки Ferodo "зеленой" и "красной" серий – это две большие разницы. Вы знали об этом?

Бывает, что аналоги отличаются от "оригинала" по детализации. В некоторых случаях это хорошо. Например, шаровые опоры передней подвески в "оригинал" часто поставляются только в сборе с рычагами, а неоригинальные продаются отдельно. Если шаровые изнашиваются значительно раньше сайлент-блоков, выгоднее поменять их отдельно по 1 000 руб. за штуку, нежели рычаги в сборе по 6 000 руб.

Но бывает и наоборот. Например, защитные пыльники задних амортизаторов Ford Fusion со временем перестают держаться и сползают по штокам вниз, при этом поставляются только в сборе с оригинальными амортизаторами. Поэтому при покупке неоригинальных амортизаторов приходится либо "колхозить", подбирая подходящие по размерам пыльники, либо соглашаться с тем, что без защиты от грязи новые амортизаторы долго не проживут. В итоге более дорогой "оригинал" обходится дешевле…

А в некоторых случаях покупка неоригинальной детали - например, ремня ГРМ двигателя - нежелательна категорически. Разница с "оригиналом" составит 500-1 000 руб., а ремонт мотора в случае обрыва ремня потянет на 50 000-100 000 руб…

Сначала "изучи вопрос"

Как видите, в приобретении "оригинала" на стороне и аналогов-заменителей есть очень много нюансов. Чтобы экономия не обернулась переплатой, надо знать, в каких случаях следует использовать только "оригинал", а в каких можно обойтись аналогом. Кроме того, надо знать, аналог какой фирмы и какой серии для вашего автомобиля использовать можно, а с каким лучше не связываться. А также – как отличить подлинную деталь от контрафакта, которого на независимом рынке запчастей хватает даже среди "оригинала". Где взять эту информацию?

Можно обзвонить несколько неавторизованных техцентров, специализирующихся на данной марке автомобилей. На собственном опыте они уже давно выяснили, в каких случаях и какой "неоригинал" для вашей машины можно использовать. Но, во-первых, они неохотно делятся своим опытом – обычно говорят: приезжайте, у нас есть оптимальные по цене и качеству запчасти. А во-вторых, интересы сервиса часто не совпадают с интересами клиента.

Например, если рулевые наконечники посредственного качества стоят по 1 000 руб. за шутку против 1 500 руб. за гораздо лучший "неоригинал", сервис будет предлагать именно их, чтобы не отпугивать клиентов высокой ценой. Ну а то, что наконечники прослужат 40 000-50 000 км вместо 60 000-80 000 км, для сервиса это даже лучше - клиент лишний раз заплатит за наконечники, их замену и последующую регулировку схождения/развала…

Поэтому перед каждой покупкой придется тщательно "изучать вопрос", читая форумы и штудируя каталоги производителей "неоригинала". Возможно, экономия денег будет компенсирована потерей времени и сил, но ошибка может обойтись гораздо дороже. В следующий раз поговорим о том, чем опасны контрафактные запчасти, насколько велики масштабы контрафактного рынка в России, и как отличить подлинную деталь от подделки.

Александр Конов,

эксперт по выбору автомобилей

Подписывайтесь на нас в Facebook и Вконтакте!

Материалы по теме

Group
Group