svg_twitter copy Created with Sketch Beta. Fill 1 Copy Created with Sketch Beta. Fill 1 Copy 2 Created with Sketch Beta. Page 1 Created with Sketch Beta. Group Created with Sketch Beta. Group 41 Copy Created with Sketch. Видео

Как из вас сделают мастера дрифта всего за два дня

Оказывается, техника управления заносом не так уж и сложна. Вам по силам освоить ее всего за 2 дня в Jaguar Land Rover Ice Academy

У Jaguar Land Rover множество школ вождения. Но именно шведская Ice Academy знаменита на весь мир: здесь учат зимнему дрифту. И, оказывается, техника управления заносом не так уж и сложна, в чем я смог убедиться лично. Вам по силам освоить ее всего за два дня!

Постигать мастерство и секреты дрифта едут в Арьеплуг. Где еще, как не здесь, этим лучше всего заняться? В этом городке, расположившемся у Полярного круга в окружении сети крупных озер, есть для этого все необходимое. Ледяные полигоны, комфортабельные гостиницы, крепкий минус с ноября по конец марта. И методика обучения, которая позволяет не просто ознакомиться, а детально разобраться в нюансах зимнего экстремального вождения. Не без помощи инструкторов, конечно. Все они - блестящие автогонщики с гигантским опытом участия в европейских кольцевых чемпионатах. И даже в Формуле-1!

Лететь в академию Jaguar Land Rover из Москвы более трех часов, не считая стыковки в Стокгольме, и часового трансфера автобусом из Арвидсъяура в Арьеплуг. В пути я провел весь день, но когда прибыл на место, то не почувствовал усталости. То ли свежий воздух бодрил, то ли обворожительный пейзаж за окном с лапландскими просторами, пушистыми елями и призрачными горами. Погода выдалась спокойная и ясная, что редкость для конца февраля в этих местах.

Утро следующего дня началось в «типи» - деревянном домике Академии на берегу озера. Для начала - немного теории о том, как правильно управлять углом заноса, выходить из него, переходить из заноса в занос. На льду сцепление колес с дорогой снижается в несколько раз, напоминают нам инструкторы. Пятно контакта шины уменьшается прямо пропорционально увеличению скорости (на 15% при скорости 50 км/ч, на 25% - 90 км/ч и вдвое – при 110 км/ч), а тормозной путь возрастает в несколько раз. Обо всех этих нюансах важно помнить и учитывать их, чтобы уверенно чувствовать себя, управляя автомобилем в заносе. Еще один ключевой момент успешного дрифта - правильная посадка за рулем. Руль и сиденье должны находиться на таком удалении, чтобы руки оставались согнутыми в локте под углом 90 градусов. Именно такое положение рук при езде юзом, когда крутить баранку приходится интенсивно, обеспечит максимально быстрые перехваты руля.

И, наконец, кресло. Спина должна плотно прилегать к спинке сиденья, иначе почувствовать занос будет проблематично. Постигать спортивную технику управления автомобилем в заносе предстояло за рулем кроссоверов Range Rover Sport, Jaguar F-Pace и купе Jaguar F-Type с задним приводом. В общей сложности на озере около десятка различных треков, каждый из которых был по-своему интересен и полезен.

Как дрифтить на полном приводе

Range Rover Sport великолепно чувствует себя на ледяном треке. Трех сотен лошадей трехлитрового турбодизеля для «power over drift» хватает с лихвой - стоит махнуть руль в сторону поворота и утопить «газ в пол», и внедорожник с легкостью уходит в скольжение. Нужно выкарабкаться из глубокого заноса? Легко! Направил руль по направлению заноса, немного отпустил акселератор, повернул руль обратно, подгазовал – и внедорожник, имеющий заднеприводные повадки, снова встает прямо.

Но это при выключенной системе стабилизации. А первые круги наматываю исключительно с ней, привыкая к поведению машины на скользком покрытии. Заметив предпосылки заноса, DSC мгновенно вмешивается, подтормаживая всеми колесами, и блокирует тягу до тех пор, пока руль не вернется в «ноль».

По рации раздается команда инструктора «DSC off», вот теперь покатаюсь в удовольствие! Еду по змейке, огибая выставленные в линию конусы. Раскручивая руль до упора то в одну, то в другую сторону, переходя из заноса в занос. Несусь мимо фишек, виляя то левым, то правым боком, и оставляя за собой длинный снежный шлейф. Главное тут не прозевать момент - быстро вывернуть руль в сторону заноса, когда машину начинает нести боком, и отпустить акселератор, а после поддать газу. В противном случае развернет.

После змейки еду в обратную сторону по соседнему треку. Конусы расставлены уже не по прямой, а петляют. Суть упражнения та же - объехать препятствия и отработать выход из управляемого заноса.

Трек «Круг» - самый простой и самый зрелищный. Отправив машину в дрифт на 80 км/ч, выкручиваю баранку в сторону заноса и, подгазовывая, «валю боком». Красота! Ширина трека, составляющая больше сотни метров, только добавляет уверенности. Вылететь с такого кольца не страшно, несмотря на то, что оно ледяное.

А самыми сложными оказались длинные узкие трассы, имеющие сложную конфигурацию. С шиканами, шпильками и коварными затяжными прямиками, которые провоцировали на высокие скорости. Они-то поначалу и приводили к грубым ошибкам в крутых поворотах, заканчивавшимся заскоком в сугроб.

На трассе «Восьмерка» предстояло мчаться по прямой, запуская машину юзом в затяжные повороты. Тут Jaguar F-Pace выглядел азартнее на фоне Range Rover Sport. Он быстрее, но дело не только в скорости. «Эф-пейс» четче реагирует на повороты руля и меньше кренится. И для дрифта он приспособлен куда лучше. Тут вам и спортивные сиденья, которые великолепно поддержат спину в поворотах. И режим Track DSC, отодвигающий порог срабатывания системы стабилизации. В обычном дизельном Range Rover Sport всего этого не встретишь.

Освоив управляемый занос на полном приводе, можно переходить к заднему. А на сегодня обучение закончено.

Дрифтим на заднем приводе

Второй день обучения прошел на Jaguar F-Type S. Машина в академии почти ничем не отличается от стандартного «Эф-тайп», не считая того, что передний бампер спорткара облачен в стальную защитную «юбку». Под капотом – турбированная «шестерка» с отдачей 380 сил.

Поначалу дрифтить на F-Type показалось непросто, хотя он мне и знаком. Ведь на льду я ездил на нем впервые. На «Змейке» задний привод не прощал критических амплитуд, все попытки выправить машину газом заканчивались вращением. Но стоило мне снизить скорость, как все стало получаться.

На «Круге» беру уверенный разгон, руль резко в сторону поворота и возвращаю обратно, выставляя колеса в направление заноса на угол, равный смещению задней оси. F-Type "валит боком" как по рельсам. Остается только поддавать газу время от времени, чтобы дрифт не терял силу.

В чем польза дрифта

В Jaguar Land Rover Ice Academy существует несколько курсов зимнего вождения. В зависимости от продолжительности и продвинутости, они делятся на Ice Drive и Ice Drive+ и стоят от 2500 евро. Я прошел двухдневный базовый курс, но и его оказалось достаточно, чтобы научиться управлять автомобилем в заносе на льду. Стану ли я когда-нибудь применять технику дрифта за пределами трека? Конечно, да! Не для того, чтобы поразить окружающих безумными заскоками в повороты. Отработанные на трассах академии упражнения и приобретенное «чувство заноса» помогут мне не попадать во внештатные ситуации.

Руслан Буслов

Фото, видео: Руслан Буслов, Иван Тараканов