Советы автолюбителям
23 сентября, 11:00

К трек-дню готов! 5 советов новичку на гоночной трассе

В наше время, чтобы погонять треке, по сути, нужны только деньги на аренду автомобиля и голова на плечах. С первым - все понятно, а вот со вторым - сложнее. Давайте разберемся, какими базовыми знаниями нужно обладать, чтобы уже после первого трек-дня получить наслаждение и опыт. А не счет на компенсацию ущерба или больничный лист...

Правила

Да-да-да и еще раз - да! Правила автодрома созданы не для того, чтобы их нарушать. Поэтому придется вызубрить банальные требования, которые распространяются практически на все автодромы. К слову, нарушение правил может караться как исключением из заезда, так и штрафом (к примеру, на подмосковном Moscow Raceway от 1 500 до 30 000 рублей). Ниже перечислены основные правила пребывания на гоночной трассе:

  • Трасса - это дорога с односторонним движением с направлением движения против часовой стрелки.
  • Действует правило помехи справа.
  • На всей трассе остановка во время заездов запрещена.
  • Движение задним ходом и разворот запрещены.
  • В случае остановки автомобиля на трассе (из-за аварии, поломки или по любой иной причине), транспортное средство эвакуируется службой безопасности.
  • Водители автомобилей и пассажиры обязаны быть пристегнуты ремнями безопасности и одеты в специализированные защитные шлемы.
  • В зоне аварии обгон категорически запрещен и действует ограничение скорости (обычно 50 км/ч).
  • Транспортное средство, которое находится на трассе, может использовать всю ее ширину. Однако, как только на прямой его догнало другое транспортное средство, скорость которого постоянно, либо временно выше его собственной, водитель обязан уступить право проезда такому транспортному средству, прижавшись к краю, чтобы освободить проезд по другой стороне.
  • Обгон может осуществляться как справа, так и слева, в зависимости от обстановки в текущий момент. Однако строго запрещены маневры, способные помешать другим водителям, а также манёвры, создающие аварийные ситуации. К ним относятся: преднамеренное изменение ранее выбранного направления (траектории) движения, более одного изменения направления, намеренное скопление транспортных средств на внешней или на внутренней сторонах поворота или любое другое ненормальное изменение направления.
  • Запрещается любой маневр блокирования, независимо от того, организуется он одним или несколькими водителями.

Разминка

Прежде чем “наваливать” по гоночному треку, необходимо не только сделать банальную зарядку, но и прочувствовать автомобиль. В частности, сделать это можно на специальной площадке автодрома (если она имеется), выполнив ряд упражнений вроде тестов на торможение и ускорения, дрифта по окружности или “лосиного теста” (резкий объезд препятствия). Все эти упражнения нацелены на то, чтобы развить так называемое чувство машины и ее возможностей.

Ко всему прочему, первые несколько кругов гоночной сессии лучше проехать в спокойном темпе, чтобы оценить, как машина реагирует на повороты руля и нажатия педали газа, а также понять, насколько эффективно автомобиль может замедляться.

Снос и занос

Оба этих термина - важные явления, с которыми придется дружить, чтобы быстро ехать на гоночном треке. По сути, снос и занос - это поперечное скольжение колес при движении автомобиля в повороте. Просто в первом случае больше скользят передние колеса (недостаточная поворачиваемость и стремление автомобиля к потере управляемости), а во втором - задние (избыточная поворачиваемость и склонность к срыву задней оси в скольжение). Снос и занос может быть у автомобилей с любым типом привода (с передним, задним или полным).

Снос возникает по двум основным причинам. Первая: в повороте слишком переборщили с газом, машина не успевает зацепиться передними колесами за асфальт и скользит передком наружу виража. А вторая причина: при входе в вираж, слишком сильно повернули руль и машину начинает нести вперед. Если начался снос, необходимо слегка сбросить газ, а руль немного выпрямить, чтобы поймать сцепление шин с асфальтом. А тяжело сделать это потому, что психологически хочется наоборот больше докрутить руль в сторону поворота, что только усугубляет снос. Кстати, физически ощутить момент сноса легко: руль “легчает”, а по кузову пробегают грубые вибрации.

О том, как бороться с избыточной поворачиваемостью, думаю, знают все: нужно немного ослабить усилие на педали акселератора и сделать контрруление, повернув баранку в сторону заноса. Однако тут нужно помнить, что иногда после выравнивания тут же может развиться скольжение в обратном направлении (чаще всего называют “хлыст” или ритмический занос). Главная ошибка, по причине которой появляется такое явление, - запаздывание реакции водителя. Все действия нужно стараться делать на опережение.

Разгон и торможение

Но на одних сносах и заносах нудная теория не прекращается. Оптимальная траектория прохождения поворотов (точка начала торможения, точка входа в поворот, апекс и точка выхода) никак не поможет ехать быстро, если не знать, как правильно тормозить и разгоняться.

На первых порах нужно стараться, чтобы замедление и ускорение выполнялось с прямым рулем. Таким образом вы не рискуете дестабилизировать автомобиль и потерять драгоценные секунды. По мере улучшения темпа можно начать раньше использовать газ в повороте или применять технику “трейлбрейкинга” - торможение в вираже. Ко всему прочему, если автомобиль оборудован системой ABS, не стесняйтесь тормозить в пол: такое замедление будет более эффективное.

Пару слов о переключении передач на механической КПП. Перед виражом нужно понизить ступень, выбрав, как правило, ту, на которой вы сможете наиболее эффективно ускориться на выходе из поворота. При этом лучше еще владеть техникой перегазовки пяткой при смене передач вниз. Она позволяет исключить ударные нагрузки на трансмиссию, которые в свою очередь провоцируют дестабилизацию автомобиля.

Управление

В этом пункте нужно выделить три полезных момента. Во-первых, положение рук на руле. Баранку нужно держать в определенных точках: если представить руль, как циферблат часов, то “3” – место хвата для правой руки, а “9” – для левой. При этом перехватывать руль (в сильно крутых поворотах или в случае заноса) следует в тех же самых точках, чтобы не терять представления, насколько вывернут руль и, соответственно, колеса.

Во-вторых, идеальное прохождение виража предполагает четкие и одновременно плавные движения руля до апекса, а далее - плавное распрямление баранки в исходное положение. В случае, если после входа в поворот возникает необходимость доворачивать руль, то, вероятнее всего, вы выбрали неверную траекторию прохождения поворота. Или же попросту превысили максимально допустимую скорость входа.

Ну и, в-третьих, при прохождении поворотов самое важное: смотреть туда, куда вам нужно приехать. Поверьте, это действительно так. Если на выходе из виража отвлечетесь на отбойник, то обязательно с ним и “поцелуетесь”.

Школа вождения

Конечно, все эти советы весьма банальны и просты. Однако на практике самостоятельно исполнять их сложно и долго. Благо, что выход есть: существуют многочисленные школы вождения, которые позволяют безопасно отработать основные навыки спортивного вождения под присмотром опытных тренеров. Одна из таких - мерседесовская Академия вождения AMG, с которой нам довелось познакомиться. Самое интересное преимущество этой школы перед другими подобными: позиции шефов-инструкторов занимают только действующие гонщики. К примеру, нашу группу вел Алексей Карачев, чемпион гоночной серии Blancpain Sprint Series (Pro-AM) 2015 и многократный призер различных кузовных и формульных соревнований.

Алексей Карачев, один из двух шеф-инструкторов российского подразделения AMG Driving Academy

Мы прошли однодневный продвинутый курс на трассе Moscow Raceway (стоимость - 150 000 рублей), который подразумевает дрифт-разминку, изучение на практике гоночной траектории, изучение “трейлбрейкинга”, а также несколько кругов по гоночной трассе в общей колонне за инструктором. И, на мой взгляд, это отличный способ получить знания от настоящего гонщика и опыт вождения на спорткарах с различными повадками.

Самый доступный курс Академия вождения AMG - базовый. Вообще он идет в качестве бонуса всем покупателям автомобилей Mercedes-AMG, но если есть места, любой желающий может присоединится к курсу за 70 000 рублей. Тут расскажут про основы безопасного и техничного вождения на гоночной трассе

Если этого мало, то есть профи тренинг (2 дня и 200 тыс. руб.), на который пускают только после прохождения продвинутого уровня. На топовом курсе изучаются вышеупомянутые упражнения плюс добавляются самостоятельные заезды по сухой трассе и скоростное маневрирование на влажном покрытии.

“Спорткар, даже с огромным количеством страхующей электроники, продолжает оставаться серьезной и мощной техникой, с которой нужно уметь обращаться. К сожалению, не все это понимают. Нередко к нам на курсы приходят люди, которые уже попали в аварию на своем спорткаре и хотят повысить собственные навыки, чтобы не повторять свои ошибки”, - прокомментировал Алексей Карачев, шеф-инструктор российского подразделения AMG Driving Academy.

Алексей Дергачев, фото Денис Свешников и Mercedes-Benz

Подписывайтесь на нас в Facebook и Вконтакте!

Group
Group