Что делать, если машина закипела?

Разбираемся, из-за чего двигатель автомобиля может перегреться и какие шаги нужно в этом случае предпринимать.

При сгорании топливовоздушной смеси в цилиндрах мотора выделяется большое количество тепла, часть которого уходит наружу с выхлопными газами, а другая часть передается на металлические части двигателя (на блок цилиндров, головку блока и т.п.). Собственно, предназначение системы охлаждения как раз отводить это тепло в окружающую среду, а также поддерживать температуру двигателя на определенном уровне (для большинства ДВС это 90-100°C). При этом главный герой системы охлаждения - теплоноситель (антифриз, тосол, вода), который циркулирует по мотору, забирает на себя тепло и отдает его в окружающую среду через радиатор.

Неисправности системы охлаждения

1. Герметичность

Чтобы не происходило закипания охлаждающей жидкости, в системе специально поддерживается давление чуть выше атмосферного. Контролирует его специальный клапан. Если он неисправен или система не герметична (течет радиатор или повреждены патрубки), то антифриз будет закипать, даже если температура жидкости не превышает рабочую температуру двигателя.

2. Термостат

Еще одной причиной перегрева может быть неисправный термостат (регулятор температуры жидкости в системе охлаждения двигателя). Он нужен для ограничения потока охлаждающей жидкости к радиатору, чтобы избежать его чрезмерного охлаждения (читайте - падения рабочей температуры ДВС). Как правило, если термостат выходит из строя, он заклинивает в закрытом положении, не позволяя охлаждающей жидкости достичь радиатора и охладиться (передать тепло от двигателя в атмосферу).

3. Радиатор охлаждения

Отдельного слова заслуживает радиатор охлаждения, который необходим для непосредственной передачи тепла от антифриза в окружающую среду. Чтобы теплообменник справлялся с этой задачей, через него должен проходить достаточный поток воздуха. Так вот, если соты радиатора забиты грязью, то воздух через них проходит с затруднением и охлаждение оказывается недостаточно эффективным. Именно поэтому после зимы радиатор охлаждения рекомендуется тщательно промывать.

Также в этот пункт можно добавить такой элемент, как вентилятор радиатора. Он автоматически включается, создавая дополнительный приток воздуха к теплообменнику (к примеру, когда машина стоит в пробке и набегающего потока попросту недостаточно для отвода тепла от радиатора). Если вентилятор не включается в нужный момент, то радиатор не может эффективно остужать охлаждающую жидкость, и температура мотора начинает расти.

4. Водяной насос

Если углубляться, то виновником перегрева может быть и водяной насос (помпа), который обеспечивает принудительную циркуляцию антифриза по системе охлаждения. Если насос по какой-либо причине выходит из строя, циркуляция жидкости прекращается, и она попросту не доходит до радиатора охлаждения.

Читайте также
Group

Из-за чего мотор может перегреться, понятно. А опасно ли это? Определенно да! Дело в том, что при закипании охлаждающей жидкости в каналах системы охлаждения двигателя образуются воздушные пробки. В этих местах и происходит перегрев, расширение и деформация металла. Как правило, этому особо подвержена головка блока цилиндров (в ней очень много внутренних каналов с тонкими стенками). В частности, в результате перегрева происходит нарушение плотного прилегания деталей, пробой прокладки, попадание масла в антифриз, падение компрессии в цилиндрах и, конечно же, полный отказ работы двигателя.

Что делать, если автомобиль все-таки перегрелся?

Если вы обнаружили, что температура охлаждающей жидкости полезла вверх, а из-под капота валит пар, то нужно как можно быстрее встать в безопасном месте на обочине, заглушить ДВС и, по возможности, включить отопитель салона на полную мощность (это отведет часть тепла от двигателя на радиатор отопления печки и поможет охладить двигатель). При этом кондиционер должен быть обязательно выключен.

Далее смотрим, работает ли вентилятор радиатора, проверяем уровень охлаждающей жидкости в системе (на расширительном бачке нанесены метки минимума и максимума), а также инспектируем радиатор охлаждения на наличие повреждений. Если все в норме, то нужно понять, идет ли циркуляция антифриза по контуру (открывается ли термостат и прокачивает ли его помпа). Это можно легко проверить, прикоснувшись рукой к верхнему патрубку радиатора охлаждения - он должен быть горячим. Если, опять же, все в порядке, то остается только обратиться в автотехцентр для проведения более детальной диагностики.

Важно! Если вы решите долить спецжидкость в систему охлаждения, то запомните: ни в коем случае нельзя открывать крышку расширительного бачка сразу после остановки автомобиля с перегретым двигателем. Если это сделать, то давление в системе резко сравняется с атмосферным, что приведет к моментальному закипанию жидкости и ее выбросу наружу. Никому же не нужны ожоги, правда? Тем более, свежий антифриз можно заливать только после того, как мотор остыл (40-60 минут постоять с открытым капотом). В противном случае в блоке и головке блока цилиндров от разницы температур появятся трещины.

За содействие в подготовке материала редакция благодарит Владимира Кладничкина — эксперта сети умных автосервисов "Вилгуд".

Group
Group