Советы
10 марта в 13:10

Чип-тюнинг двигателя автомобиля: плюсы и минусы

Фото: 123RF / VOSTOCK Photo

В эпоху невероятной популярности и распространения турбонаддувных двигателей чип-тюнинг является сравнительно простым и эффективным способом получить ощутимую прибавку мощности и крутящего момента. Но так ли безопасен чип-тюнинг для двигателя? Какие плюсы и минусы есть у широко распространенного способа "прокачать" автомобиль?

Иногда ожидание и реальность находятся на разных полюсах бытия. Товарищ автора этих строк однажды задумал "вправить мозги" своему замечательному турбодизельному Land Rover Discovery 4, но что-то пошло не так и на внедорожнике приказал долго жить двигатель. Подобных примеров безотносительно марок и моделей автомобилей достаточно. https://autorambler.ru/novosti/lyubitelei-tyuninga-i-avtoekzotiki-otpravyat-v-laboratorii-28-02-2019.htm от гаражных умельцев способен навредить, порой ошибиться могут и специалисты, но, когда программа управления отлажена и, так сказать, находится в рамках Женевской конвенции, то удовольствие от езды зашкаливает.

Что такое чип-тюнинг?

Это работа с электронным оборудованием и коррекция управляющих программ, что дает увеличенную мощность и крутящий момент, а, следовательно, обеспечивает улучшение динамических характеристик автомобиля. Корректировать программы управления двигателем можно двумя способами — установкой дополнительного электронного управляющего блока, меняющего входные и выходные сигналы на штатный управляющий контроллер или вмешательством в заводские настройки.

Результаты работы со штатным ЭБУ, выражающиеся в повышении отдачи, зависят в первую очередь от заводской программы управления. Она может позволить мотору раскрыть большую часть своего потенциала, но бывает и наоборот. Скажем больше — вмешательство в управляющий блок изначально форсированного агрегата и попытки выжать из него все соки могут закончиться как достаточно слабым эффектом, так и снижением надежности и ресурса. Например, агрегаты объемом 1,6 л, развивающие более 200 л.с., находятся на пределе своих возможностей.

Обратных примеров, впрочем, тоже достаточно. Посмотрите на двигатели Volkswagen Group и оцените, какую прибавку получают тюнеры просто "вправив" им "мозги". Для примерного понимания заглянем на российский сайт знаменитого немецкого тюнинг-ателье ABT Sportsline, специализирующегося на продукции Volkswagen Group, и откроем первую попавшуюся программу апгрейдов. Скажем, Audi A6 C7 – мощный 420-сильный седан превращается в спорткар мощностью 540 "лошадей" благодаря установке электронного блока управления Power за 4,4 тысячи евро. При этом, крутящий момент увеличивается с 550 до 680 л.с.

"Атмосфера" или турбо

Чип-тюнинг наиболее эффективен в случае с наддувными моторами. В этом случае можно рассчитывать на весьма приличную прибавку вплоть до 50%. Если ваш автомобиль оснащен атмосферным агрегатом, то прирост мощности и крутящего момента на 10% можно считать хорошим результатом — выжать из мотора большее возможно только при работе с "железом".

123RF / VOSTOCK Photo

Но вернемся к чип-тюнингу турбомоторов как к способу сравнительно бюджетно построить из изначально резвого автомобиля весьма быстрый аппарат. На YouTube есть немало каналов отечественных и зарубежных энтузиастов спортивных машин и не совсем легального стрит-рейсинга, где постоянными участниками являются серьезно "прошитые" Volkswagen и Audi с настройками от компаний Revo и APR. Некоторые ведущие с гордостью заявляют, мол, машина проехала свыше 100 тысяч километров в очень боевом режиме и пока не развалилась, что свидетельствует о хорошем ресурсе мотора и грамотности прошивки программы. Следует также отметить, что профессиональный чип-тюнинг не ведет к увеличению расхода топлива.

А есть ли вред?

Вот мы и подошли к самой острой теме чип-тюнинга. Его эффективность в случае с наддувными моторами очевидна, но какова обратная сторона? Начнем с того, что измененная заводская прошивка в особо экстремальных, скажем так, случаях способна нанести вред и атмосферному двигателю, у которого прибавка от манипуляций с ЭБУ весьма скромна. Дело в том, что достаточно выставить очень ранний угол опережения зажигания, чтобы началась детонация, разрушающая поршни.

123RF / VOSTOCK Photo

Эксперты отмечают, что некоторый негативный эффект может отмечаться даже в случае использования качественной фирменной прошивки. Что немаловажно, официальные дилеры некоторых марок способны отслеживать факт вмешательства в блоки управления даже если заводская программа была вновь использована после использования электронных "стероидов" – то есть, после того как все вернули в "сток". Соответственно, для них это повод отказать в гарантийном обслуживании.

Что ломает чип-тюнинг

Авторитетные ателье вкладывают большие временные и инженерные ресурсы в разработку и тестирование программного обеспечения. "Гаражные специалисты", пытающиеся перенастроить ЭБУ подобным потенциалом, понятное дело, не обладают. После заливки дешевого "левого" софта есть риск детонации и работы двигателя на обедненной смеси. Кроме того, после чип-тюнинга может вырасти нагрузка на внутренние части двигателя и, как следствие ускоренными темпами будет расти их усталость.

123RF / VOSTOCK Photo

При доработке дизельных двигателей часто убирают систему рециркуляции отработавших газов (EGR). Вследствие этого агрегат может неровно работать. Сложности есть и при удалении сажевого фильтра. Во-первых, автомобиль будет пахнуть как старый грузовик и, во-вторых, следует правильно адаптировать электронное управление, чтобы система не выдавала сообщения об ошибках. Кстати, гиганты тюнинг-индустрии стараются вообще не вмешиваться в экологические системы.

От чип-тюнинга может пострадать турбонагнетатель. При повышении давлении, превышающем допустимое для каждой модели "улитки", начнется износ крыльчаток, масляное голодание, заклинивание вала или разрушение масляных уплотнений.

123RF / VOSTOCK Photo

Наконец, в зоне риска находится коробка передач. Чип-тюнинг атмосферного мотора не дает большую прибавку отдачи, а, потому для трансмиссии он сравнительно безопасен. Другое дело форсировка турбонаддувных бензиновых моторов и дизелей, имеющих изначально очень внушительный крутящий момент. У механической коробки передач, а также преселективных "роботов" снижается ресурс сцепления (сцеплений), шестерни изнашиваются быстрее. Процесс может затрагивать и корпусы дифференциалов. Гидромеханическая коробка передач может испытывать нехватку давления в пакетах фрикционов, вследствие чего они сильнее пробуксовывают, порождая больше продуктов износа.

Подписывайтесь на нас в Facebook и Вконтакте!

Материалы по теме